Почему будущих специалистов готовят зачастую без учета ситуации на рынке труда?

Кадровая головоломка

Госконтроль провел проверки в Витебской области и установил: будущих специалистов здесь готовят без учета ситуации на рынке труда. 

Потом, уже перед выпуском, приходится подключаться родителям молодых специалистов, искать, куда пристроить свое чадо. В ход идут связи и знакомства. Хватаются за любые свободные вакансии, порой в сфере, очень даже далекой от полученной в ссузе специальности. Главное — трудоустроиться. 


Почему так происходит? Вполне можно понять выпускников высших учебных заведений, которые выбирали профессии по своему желанию и обучались платно. Они изначально знали, что на рынке имеется, скажем, переизбыток юристов или экономистов, но надеялись стать лучшими и быть вне конкуренции. Пусть таковыми и станут, все в их руках. Но когда лицеи и колледжи набирают вчерашних школьников и обещают им горы золотые с «корочками», подтверждающими рабочую квалификацию, как минимум хочется иметь гарантию будущего трудоустройства, причем вполне адекватного. Не так, как было в Полоцке, когда техника-программиста распределили на работу…  главным бухгалтером сельхозпредприятия. Итог — судимость.

Вернемся к истории. В 2016 году Президент поставил задачу: выстроить эффективную систему обучения для обеспечения потребностей экономики высококвалифицированными специалистами. Как выполняется это поручение? КГК Витебской области после проверки и анализа ситуации сделал неутешительный вывод: плохо. За два года учреждения профессионально-технического и среднего специального образования так и не смогли выработать единого подхода в подготовке кадров. В Комитете госконтроля утверждают: причины такого дисбаланса просты: управление образования ставит задачи перед учебными учреждениями без анализа возможности их исполнения, а контроль осуществляет формально. 

Примеры? Целевой показатель по количеству лиц, получивших профессионально-техническое образование с повышенной квалификацией (4-й разряд и выше), доводится на одинаковом уровне до всех учреждений профтехобразования. Без учета их специфики. В результате только 11 из 25 учреждений выполнили данный показатель в прошлом году. Это вполне объяснимо: во-первых, многие готовят учащихся по специальностям, не предусматривающим присвоение разряда. Например, соцработников, секретарей, водителей автомобиля, трактористов-машинистов. Во-вторых, далеко не во всех регионах есть возможность организовать практику на производстве, соответствующем требуемой квалификации. А это обязательное условие для присвоения высокого разряда. 

Знали ли об этом в управлении образования, когда доводили планы и цифры? Конечно, но работали по шаблону. И прогнозировать день завтрашний здесь тоже не спешили. А потому при формировании заказа по выпуску определенных специалистов даже сроки обучения зачастую не учитывали. В итоге получались серьезные прорехи. Например, новому предприятию уже завтра нужны люди, а они еще 2—3 года будут сидеть в аудиториях…

В качестве подтверждения — тревожная ситуация с кадрами на Витебском меховом комбинате. Указ 

Президента «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви» принят 5 лет назад. Новому производству потребовалось более 100 высококвалифицированных работников специализированного профиля. Предприятие вот уже три года ведет по этому поводу переписку с местными органами власти и учебными учреждениями, но воз и ныне там — заявка на подготовку специалистов не выполнена. Аналогичная проблема у строящегося Миорского металлопрокатного завода. В следующем году он будет запущен, а кадров недостаточно. Причина? Райисполком только четыре месяца назад обратился в область с просьбой о подготовке для нового предприятия рабочих по 35 специальностям. 

Контролеры обнаружили и другие промахи, касающиеся подготовки специалистов и тесного взаимодействия предприятий-заказчиков и учебных учреждений-исполнителей. А пока эти проблемы не будут решены, государство продолжит тратить деньги на обучение тех кадров, которым трудно найти применение?

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter