Качество заменит административный ресурс?

Проблемой импортозамещения вплотную занялся Комитет государственного контроля. О результатах работы в этом направлении рассказал первый заместитель председателя КГК Сергей Редненко 

Современный потребитель уже забыл, что такое   очереди в магазинах или дефицит. Да и к выбору товаров привык. Как говорится, на любой кошелек и вкус. Растет и платежеспособность населения. Но, к сожалению, не все отечественные производители оказались готовы к увеличению объемов потребительского рынка в условиях жесткой конкурентной среды. Рост товарного импорта из нежелательного явления грозит превратиться в макроэкономическую проблему. Проблемой импортозамещения вплотную занялся Комитет государственного контроля. О результатах работы в этом направлении рассказал первый заместитель председателя КГК Сергей РедНенко  (на снимке). 

— Сергей Валентинович, как складывается ситуация с отрицательным сальдо торговли потребительскими товарами в Беларуси? 

— В 2007 году в республику ввезено потребительских товаров на сумму 4462 млн. долл. США, в том числе непродовольственных — 2881 млн. долл. США. 

В истекшем году, как и в 2006-м, темпы роста экспорта значительно отставали от темпов роста импорта, в результате по потребительским товарам в 2007 году сложилось отрицательное сальдо внешнеторгового оборота в сумме 521 млн. долл. В 2006 году этот показатель был минус 493,5 млн. долл. США. 

Анализ структуры импорта потребительских товаров  в 2007 году  показал, что наиболее «чувствительной»  для данного параметра внешнеторгового оборота является номенклатура следующих товаров: автомобили (ввезено на сумму 1072 млн. долл. США), лекарственные средства, расфасованные для розничной торговли (291,5 млн. долл. США), товары «критического импорта» (рыботовары, бананы, цитрусовые, виноград, яблоки, кофе, чай, масло растительное)  — ввезено на 607 млн. долл. США. В составе республиканского потребительского импорта по прошлому году  названные товары  занимали 44 %. 

— Но завозятся же в республику и товары, аналогичные тем, которые производятся в Беларуси? 

— Отрицательное сальдо внешнеторгового оборота в 2007 году сложилось также и по тем группам непродовольственных товаров, по которым отечественные товаропроизводители не удовлетворяют спрос населения по дизайну, потребительским свойствам, ценовому фактору, объемам, другим параметрам. 

Так, по синтетическим моющим средствам отрицательное сальдо сложилось в сумме 85 млн. долл., стиральным машинам — 40 млн. долл., линолеуму  — 28 млн. долл., обуви — 88 млн. долл. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном увеличении спроса на обувь. В 2007 году через все каналы реализации продано обуви на 23,3 % больше, чем годом ранее. При потребности внутреннего рынка в обуви кожаной в количестве более 17 млн. пар в год спрос на нее примерно на 60 % обеспечивается за счет импорта. 

— И тем не менее в отечественной торговле преобладают белорусские товары… 

— По данным Минстата удельный вес продажи товаров отечественного производства в объеме розничного товарооборота в целом по республике за 2007 год составил 70 %, в том числе по продовольственным товарам — 82 %, непродовольственным — 58 %. Структура продажи белорусских товаров магазинами более «патриотична»: 77 %, 85 % и 66 % соответственно. 

Так, ряд товаров импортируется в страну в значительных объемах, несмотря на имеющуюся возможность их производства (включая создание эффективных производств), обеспечение необходимой сырьевой базой. Это, в частности, крахмал, макаронные изделия, безалкогольные напитки, пиво, соки, доля которых составляет почти треть импорта потребительских продовольственных товаров. 

Производство крахмала осуществляют 14 отечественных организаций, потребность в нем  (включая технические цели) составляет 21 тыс. тонн в год. В 2007 году в республике произведено 13,1 тыс. тонн крахмала (156,3 % к уровню 2006 года), в том числе поставлено на экспорт 5,6 тыс. тонн (43 %). Таким образом, дефицит отечественного крахмала для обеспечения внутриреспубликанских нужд в  прошлом году составил 13,5 тыс. тонн. Всего в 2007 году импортировано 15 тыс. тонн крахмала (в том числе 5,8 тыс. тонн — картофельного) на сумму 9,2 млн. долл. 

Импорт в 2007 году макаронных изделий составил 73,6 тыс. тонн на сумму 55,7 млн. долл. США. Потребность республики в макаронных изделиях составляет не менее 95 тыс. тонн. В 2007 году отечественными предприятиями произведено 13,4 тыс. тонн этой продукции, или 17 % от объема реализации в торговле (80,8 тыс. тонн). 

  Каким образом, по мнению специалистов КГК, есть возможность снизить потребительский импорт? 

— Сегодняшний уровень продаж в магазинах отечественных товаров в некоторой степени результат административного ресурса, который может быть экономически оправдан только в качестве временной меры. Необходимо перестраивать работу отечественной промышленности, ориентируясь на выпуск конкурентоспособной продукции. Постоянство данного механизма управления товарными ресурсами приводит к тому, что уже по многим позициям происходит падение объемов реализации. Например, в Брестской области в 2007 году из 21 учитываемой официальной  статистикой группы товаров по 14 снижены объемы продаж по сравнению с 2006 годом, в Гродненской области — по 12 товарным позициям на фоне роста реализации алкогольных изделий. 

До настоящего времени  в республике практически  не производится пользующаяся все большим спросом быстрозамороженная плодоовощная продукция, в недостаточном количестве и ассортименте предлагаются  торгующим организациям ранние овощи и зелень. К тому же, например, в Могилевской области были высказаны претензии к качеству выращиваемой местными сельхозорганизациями овощной продукции, предназначенной для консервации. Если данная проблема решена не будет, консервные заводы вынуждены будут закупать огурцы, томаты, фасоль за валюту. 

Неразворотливость отечественной промышленности по выпуску конкурентоспособных потребительских товаров подтверждается и следующими примерами. Бывший союзный гигант — ОАО «Брестский завод ламповых изделий» — не смог организовать выпуск энергосберегающих бытовых ламп. ОАО «Керамин» практически не изготавливает  цветное сантехническое оборудование. ЗАО «Атлант» в недостаточном количестве производит морозильники из нержавеющей стали, а на стиральные машины гарантийный срок  установлен на 1—3 года — меньше, чем на аналогичную продукцию импортного производства. Детские коляски ОАО «Мотовело» не пользуются спросом, так как они попросту некрасивые, а зачастую и дороже импортных. 

Промышленность и торговля недостаточно активны в продвижении отечественных товаров на внутреннем рынке. Отдельные из товаров (например, газовые плиты), ресурсы которых  ограничены  для прямых поставок торговым организациям, приобретаются ими через посредников. Так, ЗАО «Вулкан» (г. Витебск) таким образом  было закуплено в 2007 году более 80 % газовых плит СП ОАО «Брестгазоаппарат». 

Не работает механизм заключения договоров на поставку товаров, предусматривающий условия уценки товаров, не реализованных, например, в течение 90 дней, с отнесением соответствующих затрат в равной степени на производителей и продавцов этих товаров. 

— Нередко приходится слышать нарекания в адрес торговли: мол, они недостаточно усилий прикладывают к тому, чтобы продвигать отечественную продукцию. Но, с другой стороны, белорусские производители не всегда способны физически обеспечить бесперебойные поставки ликвидных товаров на прилавки. 

— Повсеместно проверками Комитета госконтроля выявляются перебои в торговле товарами, предусмотренными ассортиментными перечнями. Особенно это характерно для сельской торговли. Если в 2007 году в системе потребкооперации Витебской области такие факты были установлены в 23 % проверенных магазинов, то в текущем году — в 69 %. 

Установлены также многочисленные факты преобладающего наличия в торговле ассортимента  импортных товаров по сравнению с  отечественными  аналогами. Так, в торговом доме «Батория» ЗАО «Гродноторгсервис» покупателям предлагались сухие детские  молочные смеси отечественного производства 23 наименований, иностранного — 54 наименований, плодоовощных консервов для детей — соответственно 51 и 155 наименований.  

Ослабленный контроль со стороны руководства торговых ведомств (Минторга, Белкоопсоюза), местных органов власти за формированием товарного обеспечения потребительского рынка привел к тому, что ряд товаров импортируется при наличии отечественных аналогов, а также без достаточных на то экономических оснований. Так, в 2007 году 16 райпо и ЧУП «Калинковичская межрайбаза» импортировали из Российской Федерации 2485 тонн муки пшеничной высшего сорта на сумму 814 тыс. долл. США (17 % общего объема импорта Гомельского облпотребсоюза). В  то же время  выделенные облпотребсоюзу ресурсы муки данной сортности отечественного производства для нужд потребкооперации (включая торговлю, общественное питание и промпереработку — 9100 тонн) при постоянном наличии ее у производителей не были освоены почти на 40 %. 

Названной межрайбазой в декабре 2007 г. было импортировано  43 тысячи условных  банок (туб) кукурузы сахарной консервированной российского производства на сумму 32 тыс. долл. США при наличии в достаточном количестве аналогичной продукции у местного производителя (ОАО «Туров»). По состоянию на  01.02.2008 на складе межрайбазы хранилось 7 туб импортной кукурузы (1/310 г) по отпускной цене 1400 руб., а кукуруза производства ОАО «Туров»  отпускалась изготовителем по 1182 руб. за банку (1/360 г). 

К сожалению, такие примеры далеко не единичны. 

  Но, согласитесь, наши товары нередко проигрывают импортным аналогам не в качестве, а во внешнем оформлении… 

— Действительно, надо признать, что отечественные товаропроизводители и организации торговли не заинтересованы в создании условий, обеспечивающих потребительскую привлекательность белорусских товаров. Зачастую упаковка продуктов питания, превосходящих по качеству импортные аналоги, безлика, не позволяет выгодно идентифицировать бренд производителя. Более того, нередко отечественным потребительским товарам отводятся незаметные, «темные» места, их размещают на дальних и нижних полках в торговых залах магазинов. В результате в существующем товарном изобилии  нужный отечественный товар покупатель попросту не находит. 

Конечно, в государстве нет необходимости производить от иголки до самолета. Следует максимально избегать запретительных мер. В условиях  открытости национальной экономики, преимущественного ввоза потребительских товаров иностранного производства из России использование таких рычагов регулирования внешней торговли не даст должного эффекта. 

Для поддержания положительного сальдо торгового баланса необходимо параллельно повышать и экспортный потенциал. Также целесообразно взять направление на выпуск отечественной промышленностью ряда потребительских товаров известных зарубежных брендов (готовых швейных изделий, обуви, синтетических моющих средств, предметов санитарии и гигиены и других) по лицензиям и на контрактной основе. Сегодня большинство продукции, ввозимой в республику, производится в России, Украине, Польше, не говоря о Турции, Китае, странах Юго-Восточной Азии. 

Очень важно добиться сокращения импорта в республику потребительских товаров, спрос на которые максимально может быть удовлетворен за счет собственных ресурсов: крахмала, маргарина, макаронных изделий, соков фруктовых и овощных, мыла, синтетических моющих средств, обоев, ковровых изделий, корсетных изделий, обуви, керамической плитки, холодильников и морозильников, мотоциклов, часов бытовых и других товаров. И главное: качество выпускаемых отечественных товаров должно быть главенствующим параметром. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter