Качество – пропуск в будущее

В современных условиях ключевым ресурсом конкурентоспособности национальной экономики становится качество. О том, какая работа проводится в этом направлении, рассказал председатель Госстандарта кандидат технических наук Валерий Корешков

В современных условиях ключевым ресурсом конкурентоспособности национальной экономики становится качество. О том, какая работа проводится в этом направлении, рассказал председатель Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь кандидат технических наук Валерий КОРЕШКОВ (на снимке). 

– Валерий Николаевич, отвечает ли уровень развития стандартизации и сертификации в республике современным требованиям экономики? Какие подходы к формированию системы стандартизации могут способствовать повышению конкурентоспособности товаров и услуг? 

– Современный этап развития экономики характеризуется расширением внешнеэкономической деятельности, активным продвижением белорусской продукции и услуг на международные рынки, экономным и бережливым использованием ресурсов. Это определяет необходимость совершенствования технического нормирования и стандартизации, оценки соответствия и обеспечения единства измерений. Новое законодательство, принятое в этих сферах в 2004–2006 годах, учитывает положения соглашений Всемирной торговой организации (ВТО) и направлено на устранение технических барьеров в торговле, упрощение доступа продукции на внешние рынки, повышение эффективности реального сектора экономики. Его применение позволит отечественным предприятиям перейти на единые с зарубежными производителями условия поставки продукции на мировой рынок. 

В настоящее время в республике реализуется новый механизм установления требований к продукции и регулирования вопросов ее доступа на рынок. При этом учтен опыт технического регулирования, накопленный в Евросоюзе и странах СНГ. Правовые нормы, обязательные для соблюдения требования безопасности, декларируют технические регламенты, а их наполнение закреплено за стандартами. Такой подход, обеспечивающий оптимальный уровень защиты жизни, здоровья, имущества потребителей, охраны окружающей среды при разработке, изготовлении, эксплуатации продукции и максимальное устранение технических барьеров при ее поставках, – основа развития международной торговли и нашего полноправного участия в ней. Стандарты будут использоваться как основа для разработки технических регламентов, а также как важнейший инструмент подтверждения того, что установленные требования выполняются. 

Масштабность предстоящих перемен потребует осознания не только промышленностью, но и всеми участниками рынка товаров и услуг роли технического нормирования и стандартов в достижении ими технических и экономических преимуществ. 

Поскольку международный, региональный или национальный стандарт – это документ, определяющий передовую практику в определенной сфере деятельности и принимаемый только в результате достижения согласия всех заинтересованных сторон, включая изготовителей и потребителей, его применение является подтверждением высокого уровня выпускаемой продукции. Извлечь пользу от применения стандарта могут как крупные промышленные объединения, так и малые предприятия. 

И, что важно, отечественные организации сегодня имеют возможность не только работать по стандартам, но и обсуждать их требования, отстаивать собственные позиции, участвуя в работе технических комитетов по стандартизации на национальном и международном уровнях. Таких комитетов в республике насчитывается свыше 30, и сфера их деятельности охватывает все приоритетные отрасли национальной экономики. 

Отмечу, что деятельность белорусских специалистов в области стандартизации получает признание и достойную оценку на международном уровне. Наряду с такими странами, как Канада, США, Украина, Беларусь возглавляет одну из рабочих групп технического комитета Международной организации по стандартизации ИСО № 218 «Древесина». 

Основной подход, который используется в отечественной практике при формировании систем стандартов на конкретные объекты, – применение международных стандартов. Это обеспечивает высокий уровень отечественной стандартизации и сертификации, соответствующий требованиям экономики страны. 

– Насколько соотносимы затраты на разработку и внедрение стандартов и систем менеджмента с теми преимуществами, которые могут получить в результате предприятия? Можно ли оценить экономический эффект от внедрения стандартов? 

– Основной принцип проводимых в республике работ – государственная поддержка внедрения стандартов, востребованных национальной экономикой и рынком. Разработка стандартов активно ведется в самых значимых отраслях: машиностроении, электротехнике, нефтехимии, строительной индустрии,  лесном хозяйстве, агропромышленном комплексе, энергосбережении. 

Наряду с этим есть примеры, когда предприятия на добровольной основе вкладывают собственные средства в разработку стандартов. Такой работой достаточно продуктивно занимаются ПО «МАЗ» и «БелАЗ», Мозырский нефтеперерабатывающий завод, ОАО «Нафтан»… Концерн «Белгоспищепром», Научно-практический центр по продовольствию НАН Беларуси финансируют разработку целого комплекса стандартов на масложировую и соковую продукцию. Уверен, что такая тенденция получит широкое развитие в республике. 

Более того, разработка передовых нормативных документов является серьезной мотивацией к проведению модернизации производств, совершенствованию технологических процессов, конструкции изделий, созданию новых видов продукции, применению современных методов и видов испытаний и контроля. 

Все это, безусловно, требует от предприятия определенных затрат. Но, согласитесь, получаемые от проведения этой масштабной работы преимущества – повышение технического уровня, качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции, выход на новые рынки, увеличение объема продаж – с лихвой их окупают. По большому счету, от того, занимается предприятие этой работой или нет, зависит его положение на рынке и, соответственно, экономическое благополучие. 

Промышленность республики оценила и понимает необходимость внедрения систем менеджмента качества по международным стандартам ИСО серии 9000 как наиболее эффективного механизма обеспечения качества продукции, пропуска на зарубежные рынки, заключения выгодных контрактов. В подтверждение своих слов отмечу, что свыше 1100 организаций внедрили и сертифицировали данные системы. Системный подход получает распространение в различных аспектах деятельности предприятий, учитывая их отраслевую специфику. В настоящее время сертифицировано 133 системы управления окружающей средой по международным стандартам ИСО серии 14000, 26 систем управления охраной труда на основе OHSAS 18001, 123 системы на основе принципов НАССР, 5 систем управления безопасностью пищевой продукции по международному стандарту ИСО 22000, 4 системы качества в соответствии с принципами надлежащей производственной практики (GMP) в фармацевтической отрасли. 

Организации, которые не уделяют должного внимания вопросам качества и конкурентоспособности, ставят себя в заведомо проигрышные условия. Их наказывает рынок, они теряют своего потребителя. 

Выстраивая сегодня техническую политику в области стандартизации, Госстандарт уделяет особое внимание оказанию содействия отечественным предприятиям и организациям в вопросах качества продукции и ее экспорта. Так, применение в республике стандартов, идентичных международным и европейским аналогам (как на продукцию, так и на методы испытаний), позволило значительно усовершенствовать уровень испытательной базы и заключить соглашения с нотифицированными органами Евросоюза о признании ими результатов испытаний, проводимых в нашей стране. Экономический и, что немаловажно, временной эффект от этой работы ощутили отечественные изготовители, получившие право нанесения на свою продукцию СЕ-маркировки, а это свыше 1100 видов изделий машиностроения, электротехники, медицины, оборудования, строительных материалов, игрушек. 

– Насколько отечественные стандарты гармонизированы с международными? 

– Максимальное применение международных стандартов    определяющий принцип национальной стандартизации. В настоящее время уровень гармонизации составляет около 70 %, это достаточно высокий показатель. 

В 2007 году было утверждено более 190 стандартов, гармонизированных с международными. В их числе стандарты на сельскохозяйственные машины, деревообрабатывающие станки, нефть и нефтепродукты, теплоизоляционные материалы для зданий, керамические плиты и плитки, стекло в строительстве, машины для обработки пищевых продуктов, низковольтные комплектные устройства… 

Подчеркну, что применение международных стандартов, являющихся неотъемлемой частью торговых процессов, не только содействует расширению экспортных возможностей, но и обеспечивает проведение оценки соответствия поступающей в республику продукции международно признанному уровню безопасности и качества. 

– Какие отрасли белорусской экономики, на ваш взгляд, больше других нуждаются во внедрении современных стандартов? 

– Современные стандарты необходимы любой отрасли. Это нашло отражение в Государственной программе «Качество» на 2007—2010 годы, которая предусматривает, в частности, конкретные меры по повышению качества и конкурентоспособности продукции машиностроения, топливно-энергетического комплекса и нефтепереработки, легкой, пищевой промышленности, лесопереработки и строительства, а также услуг. Каждая из этих групп рассматривается комплексно, включая формирование требований с учетом международных стандартов, установление показателей по энергоэффективности, создание новых видов и внедрение прогрессивных технологий, совершенствование форм и методов управления качеством, методов и средств контроля и испытаний. В прошлом году, например, завершена работа по обновлению стандартов на сельскохозяйственную технику. В этом году достаточно активно ведется разработка стандартов в пищевой отрасли, в сфере строительных материалов, ресурсосбережения. 

– Какую роль играют стандарты с точки зрения ограничения доступа товаров на национальные рынки? 

– Да, стандарт может использоваться как инструмент защиты рынка от поступления небезопасной и недоброкачественной продукции. Любое государство имеет право вводить обоснованные меры, направленные на обеспечение защиты жизни, здоровья граждан, охрану окружающей среды, это за­креплено на национальном и международном уровне. На практике это реализуется через механизм подтверждения соответствия продукции, проводимой согласно принятым в мировом сообществе правилам. 

В Республике Беларусь созданы соответствующая нормативная база и инфраструктура для проведения всего комплекса работ по испытаниям и подтверждению соответствия. Постоянно совершенствуется «Перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» – в ноябре этого года введена в действие его новая редакция. Изменения и дополнения вносятся с учетом степени потенциальной опасности, которую продукция или услуги могут представлять для потребителя. В 2007 году, например, сертификаты соответствия не были выданы на ряд заявленных продуктов питания (растительное масло, томатные соусы и кетчупы, минеральную воду, различные виды консервов), пластмассовые детские игрушки, ветеринарные препараты… 

Контроль качества производимых в республике сырья и продукции, защиту отечественного рынка от некачественных и фальсифицированных товаров обеспечивают более 2680 испытательных лабораторий, которые владеют современными методами испытаний, оборудованием и приборами, соответствуют международному стандарту ИСО/МЭК 17025, что важно при признании протоколов испытаний. 

– Какие функции возложены на органы Госстандарта по выполнению Директивы Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»? Какова роль энергоаудитов, проводимых на предприятиях, в совершенствовании работ по энергосбережению? 

– В целях реализации Директивы № 3 Госстандартом разработана соответствующая программа. Она предусматривает: совершенствование законодательства в области энергосбережения, использования нетрадиционных и возобновляемых источников энергии; введение оценки продукции, в том числе импортируемой, на соответствие показателям энергоэффективности; ускорение технического переоснащения и модернизации производств на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий и техники; контроль за экономным и рациональным использованием топливно-энергетических и материальных ресурсов. 

Совместно с Минстройархитектуры, Минпромом, Минэнерго, Национальной академией наук, концернами «Белнефтехим», «Беллесбумпром» начата реализация «Программы развития системы технического нормирования, стандартизации и подтверждения соответствия в области энергосбережения». Предусмотренные в ней государственные стандарты определят методологию установления и оценки показателей энергоэффективности, установят требования к энергетическому оборудованию и энергопотребляющей продукции (включая отопительное оборудование, двигатели и топливо, бытовые электроприборы), к вторичным и возобновляемым источникам энергии, а также к зданиям и сооружениям. Комплекс новых стандартов введен в действие с 1 декабря 2007 года. 

Большое внимание уделяется использованию в отечественной практике самых современных подходов при энергетическом обследовании организаций. Основная цель энергоаудита – определить реальный потенциал энергосбережения и оценить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов в обследуемой организации, возможные пути их экономии, разработать мероприятия по энергосбережению. В ходе энергоаудита выявляются источники нерациональных затрат и неоправданных потерь энергии и на основе технико-экономического анализа разрабатываются программы и рекомендации по их ликвидации, формируется энергетический паспорт организации. При этом каждые 5 лет он будет пересматриваться. 

Важно подчеркнуть, что с 2007 года проводить энергоаудит предприятий могут только сертифицированные эксперты-энергоаудиторы, а оказывать услуги по энергетическому обследованию – сертифицированные организации. В настоящее время в республике сертифицированы 88 специалистов с присвоением квалификации эксперта-энергоаудитора и 14 организаций. 

Энергосберегающий подход должен стать определяющим во всех сферах народного хозяйства, включая энергетику, промышленность, социальный сектор, поскольку на современном этапе в конкурентной борьбе выигрывает тот, кто предлагает не просто качественную продукцию, но и произведенную с минимальными затратами. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter