Качество гарантирует «история»

В выпуске «Экономическая среда» была опубликована статья по материалам проверки органами прокуратуры энергетической отрасли «Как снять коррупционное «напряжение»?» («ЭС» за 19 марта 2008 года)...

О дним из важнейших условий развития белорусской экономики в настоящее время является модернизация и обновление топливно-энергетического комплекса. Учитывая стратегическую важность энергетической безопасности и социально-экономическую значимость энергетики, в Беларуси была принята Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006—2010 годах с предполагаемым объемом освоения финансовых средств в размере до $ 5,2 млрд. 

Средства огромные. И, естественно, контролирующие органы пристально следят за их рациональным использованием. В выпуске «Экономическая среда» была опубликована статья по материалам проверки органами прокуратуры энергетической отрасли «Как снять коррупционное «напряжение»?» («ЭС» за 19 марта 2008 года). В этом материале упоминались факты об излишне израсходованных денежных средствах РУП «Минск-энерго». В связи с тем, что некоторыми работниками энергосистемы Беларуси эта публикация была расценена как претензия в адрес ЗАО «Евро-Энергетика», которое является поставщиком энергетического оборудования в Беларусь, генеральный директор ЗАО «Евро-Энергетика» Яшин В.С. представил прямые договоры компании с производителем — ЗАО «Энергомаш (Белгород)», а также прокомментировал данную публикацию: 

— Правительством страны приняты постановления, регулирующие организацию и проведение процедур закупок, товаров, работ, услуг предприятиями различных форм собственности при освоении бюджетных средств, создана и функционирует ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». Таким образом, в Республике Беларусь создана законодательная база, устанавливающая порядок по приобретению оборудования и материалов у производственных и торговых компаний разных форм собственности, в том числе и для предприятий энергетической отрасли. 

Учитывая стратегическое значение энергетической отрасли и размеры возможных последствий от ошибок при модернизации основных фондов, к оборудованию, поставляемому на предприятия энергосистемы, предъявляются особые требования. Этот факт должен быть известен всем участникам рынка. Несмотря на это, некоторые поставщики предлагают продукцию по явно завышенным ценам, что правоохранительными органами внимательно отслеживается и классифицируется как ущерб. Также есть случаи поставок некачественной и контрафактной продукции. 

Между тем имеет место и позитивная деятельность ряда предприятий, которые в своей деятельности руководствуются требованиями законодательства и предоставляют потребителям только продукцию высокого качества и оригинального происхождения по ценам, сформированным в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики Беларуси от 22.04.1999 г. № 43, с нормативной величиной рентабельности для белорусских субъектов хозяйствования до 30 %. При этом продукция закупается по прямым договорам у производителей. 

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» создано для организации на своей площадке торгов, для участия в которых допускаются проверенные службами биржи- участники в полностью обезличенном виде. Только после совершения сделки купли-продажи сообщаются наименования организаций-участников. Торги происходят в on-line режиме в специальной электронной торговой системе. Нами представлены документы, подтверждающие, что ЗАО «Евро-Энергетика» закупило продукцию непосредственно у завода-изготовителя ЗАО «Энергомаш (Белгород)». Таким образом, уровень цен на паропроводы высокого давления производства ЗАО «Энергомаш (Белгород)», формируемый на белорусском рынке  официальным представителем ЗАО «Евро-Энергетика» с учетом дилерских скидок, равен ценам завода-изготовителя для всех участников рынка. И это подтверждает экономическую целесообразность и эффективность работы компании на рынке поставщиков оборудования для предприятий энергосистемы. 

Из вышеприведенного напрашиваются  следующие выводы. 

Во-первых, поставками оборудования для нужд энергосистемы должны заниматься лишь предприятия, за плечами которых стоят мощные производственные базы и потенциал известных производителей, компании, которые определили для себя основным видом деятельности производство продукции, соответствующей по качеству наилучшим мировым требованиям и реализующейся по официальным товаропроводящим каналам. Закупка оборудования у таких торговых компаний в случае, если не представляется возможность прямых закупок у производителей, должна быть эффективна, так как при сравнении цен производителя с ценой дилера или дистрибьютора она не должна превышать заводскую цену. 

Во-вторых, отсутствием нормативной базы по квалификации оборудования, представляемого претендентами на торгах, которая позволяла бы сравнить качественные характеристики, объясняются факты закупок контрафактной продукции у предприятий-посредников. 

Целесообразным для рассмотрения может быть опыт ОАО «Чеховский завод энергетического машиностроения» (РФ) по применению критериев, определяющих соответствие качества паропроводов и запорной арматуры, предлагаемых  претендентами к поставке. 

В-третьих, факты, изложенные в статье, подтверждают возможность приобретения контрафактной продукции для нужд предприятий энергетики. 

Возможно, назрела необходимость пересмотра требований к квалификации и компетентности сотрудников, осуществляющих закупки оборудования для предприятий энергосистемы, и, с целью сокращения затрат на приобретение оборудования, организации схемы закупок напрямую у заводов-изготовителей либо у их официальных представителей. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter