Качество без сверхдоходов

Особенности  белорусской  социально-экономической  системы  с  точки  зрения  российского  экономиста

Особенности  белорусской  социально-экономической  системы  с  точки  зрения  российского  экономиста

Когда гражданин современной России впервые оказывается на земле сегодняшней Беларуси, его состояние можно описать как близкое к шоку. И это вовсе не журналистское преувеличение. Моих земляков поражают отсутствие решеток на окнах нижних этажей жилых домов и возможность без боязни гулять по вечерним улицам, чистота на тротуарах и проезжей части и прекрасное состояние самой этой части, то есть автомобильных дорог. И еще много чего поражает воображение среднероссийского гражданина, привыкшего смотреть русскоязычное телевидение, на котором о реальном положении дел у ближайших соседей, к сожалению, говорят меньше, чем, скажем, о ситуации в далеком Сингапуре. 

Например, россияне просто не верят (пока не убедятся своими глазами), что глава любой из шести белорусских областей ездит на машине вдвоем с обычным водителем, без кортежа сопровождения и охранников, как это непременно было бы у нас в стране. Или что чиновники любого ранга трудятся на благо народа все пять, а иногда и шесть (а если надо, то и все семь) дней в неделю, а не находятся в услужении у олигархов (таковых в Беларуси вообще нет). 

И все это вовсе не чудо, а прямое следствие установившейся в Беларуси социально-экономической системы, ориентированной не на ублажение «элиты», а на постоянное улучшение жизни основной массы народа. Что лежит в основе этой системы? Выступая 23 ноября 2005 года в Минске перед представителями российских региональных средств массовой информации, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко подчеркнул, что «в основном мы становились на тот фундамент, который был создан в Советском Союзе, здесь, на этой земле, и возводим нормальное здание экономики, которое сегодня дает определенный результат». 

Тот рост, который Беларусь демонстрирует в последние три года, в полном смысле слова можно назвать развитием китайскими темпами. Судите сами, уважаемые читатели. По итогам 2004 года валовой внутренний продукт Беларуси увеличился на 11 процентов по сравнению с 2003 годом, а объем промышленного производства – на 15,6 процента. Сравним с ситуацией в России, где рост ВВП составил 7,1 процента, что, как видим, в полтора раза меньше, чем в Беларуси, а объем промышленного производства – всего 6,1 процента, что ровно в 2,5 раза уступает белорусскому. А вот в великом Китае, на глазах становящемся второй сверхдержавой мира, рост ВВП в 2004 году составил 9,5 процента, а рост промышленности — не менее 15 процентов. А вот результаты 2005 года. Рост ВВП в Беларуси составил 9,2 процента по сравнению с 2004 годом, а производства промышленной продукции — 10,4 процента; при этом темп роста в определяющих общий уровень технического прогресса отраслях машиностроения и металлообработки вновь побил рекордные 15 с лишним процентов. Рост ВВП Китая составил не менее 9,9 процента. 

По данным Межгосударственного статистического комитета СНГ, за первое полугодие 2006 года ВВП Беларуси вырос еще на 10,1 процента. А рост китайской экономики, по предварительным данным, за первую половину 2006 года составил 10,9 процента. Как видим, в области международных сравнений белорусская экономика выглядит более чем достойно. А самое главное то, что эти результаты используются не как средство для самовосхваления, а как основа проведения устойчивого курса на повышение уровня отраслей социальной сферы.   

Недаром белорусские руководители подчеркивают: «Каждая «свободная» копейка идет на школы и больницы». И это отнюдь не метафора, а факт, зафиксированный в цифрах и в конечном счете в высоком уровне международного признания. Здравоохранение и образование – вот те отрасли, состоянием дел в которых Беларусь вправе гордиться не в меньшей, а то и в большей степени, нежели продукцией тяжелого автомобиле- и тракторостроения, электроники и электронной начинки для самых «умных» приборов, производимых вплоть до Японии. 

Так, в последние годы государственные расходы на образование составляли в Беларуси в среднем 6 процентов от объема ВВП. В перспективе, согласно принятому в Республике Беларусь Закону «Об образовании», предусмотрено увеличение ежегодных расходов на образование до 10 процентов от ВВП. Государственные расходы на здравоохранение в последние годы возросли более чем в 2 раза  и по итогам 2005 года составили 5 процентов величины ВВП. Думается, что далеко не все белорусские граждане, привыкшие, что называется, к хорошему, за своими повседневными заботами осознают, что означает подобная величина. Для сравнения обратимся к рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым в современном развитом государстве уровень расходов на здравоохранение не должен быть ниже 5—6 процентов от величины производимого в стране ВВП. 

Как видим, Беларусь четко укладывается в «норматив» ВОЗ, установленный для развитых и социально ответственных государств. Более того, в республике поставлена задача к 2010 году довести уровень расходов на здравоохранение до 7 процентов ВВП. Который, заметим, к тому моменту значительно возрастет, поскольку Беларусь не собирается снижать свои нынешние «китайские» темпы роста. 

Еще раз обращаю внимание белорусских читателей: ваша республика взяла курс на увеличение в ближайшее время совокупной доли расходов на финансирование нужд охраны здоровья и образования населения до 17 процентов ВВП – это показатель на уровне самых высоких мировых стандартов. 

Таким образом, не имеющая сверхдоходов от продажи нефти и газа Беларусь демонстрирует качество своей социальной политики, соответствующей уровню высокоразвитого социального государства.   

Все приведенные факты являются лучшими из доказательств высокой эффективности того пути, который Республика Беларусь, ее граждане выбрали 12 лет назад. Беларусь продемонстрировала реальные возможности преодоления завалов в социально-экономическом развитии общества, оставленных попытками навязать на постсоветском пространстве давно умершую на Западе «либеральную модель». Сегодня белорусская экономика и социальная система более чем достойно «вписываются» в высокие требования, предъявляемые глобализацией по линии конкуренции национальным хозяйственным системам. 

Олег ЧЕРКОВЕЦ, доктор экономических наук, профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, лауреат премии Парламентского собрания Союза Беларуси и России, специально для «Р»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter