Председатель Госстандарта — о качестве, цифровизации, стандартизации и запрете ввоза небезопасной продукции

­Качественный подход к делу

Сегодня отмечается Всемирный день качества. В Беларуси качество — приоритет государственной экономической политики. Векторы этой работы обозначены в принятой на уровне Правительства программе «Качество 2021—2025». Они тесно связаны с программными документами развития страны и евразийской экономической интеграции в текущей пятилетке. Благодаря этому производимая в нашей стране продукция славится далеко за ее пределами. Отечественные компании выстраивают стратегию, тактику своего развития на основе качества в различных сферах деятельности. Все это способствует увеличению экспорта, дает возможность внедрять прогрессивные технологии и предлагать новые виды изделий, не уступающие зарубежным аналогам. Какая работа проводится в стране по повышению качества выпускаемой продукции, какие стандарты разрабатываются и какой продукции не место на белорусском рынке — об этом в интервью «Р» рассказал председатель Госстандарта Валентин Татарицкий.

В полку стандартов прибыло

Валентин ТАТАРИЦКИЙ.
— Валентин Болеславович, сегодня отмечается Всемирный день качества. Насколько актуальна его тема для нашей страны?

— Отмечу, что качество не может быть не актуальным. Потребитель платит за него. Оно востребовано всегда. Но мы как потребители, получая соответствующее качество, не замечаем его, а вспоминаем тогда, когда продукция или услуга не соответствует нашим требованиям и ожиданиям.

В сегодняшних условиях, связанных и с ожесточенной конкурентной борьбой на внешних рынках, и с санкционными решениями в отношении нашей страны, качество продукции выходит на первый план. Для Беларуси это жизненно важный вопрос еще и потому, что половина ВВП страны отправляется на экспорт.

Для белорусских организаций, работающих на высококонкурентных рынках, вопросы качества являются первоочередными, так как влияют на имидж и престиж организации и самого бренда. Чем выше конкуренция на рынке, тем выше требования к качеству, а точнее, к соотношению «качество-цена», иногда даже говорят о соотношении «качество-сервис-цена». То есть качество должно обеспечиваться в течение всего срока эксплуатации. Данная проб­лема является в настоящее время наиболее актуальной для организаций — производителей сложной промышленной продукции.

Другая сложность в достижении соответствующего уровня качества — это связь качества и ресурсов на его обеспечение, а также взаимозависимость конкурентоспособности отраслей, организаций, отдельных проектов и создаваемой продукции.

Данные проблемы — качество обслуживания-сервиса, расчет затрат на качество с целью оценки потерь и обоснования инвестиций в нужных областях, а также внедрение риск-ориентированного проектно-процессного подхода — являются наиболее актуальными для предприятий. Госстандарт и его организации всегда готовы подставить плечо и помочь методологически.

С этой целью на уровне Правительства в декабре 2020 года утверждена Программа «Качество 2021—2025», которая затрагивает если не все, то большинство аспектов национальной инфраструктуры качества. Основные задачи Программы — стимулирование производства качественной и конкурентоспособной продукции, установление современных требований к продукции, развитие испытательного потенциала, а также совершенствование профессиональных знаний и культуры качества в целом. Для реализации запланировано в течение пятилетки более 30 системных мероприятий по четырем разделам. Три из них отражают развитие национальной инфраструктуры качества в целом, а один — повышение качества в отраслях через разработку отраслевых программ качества.

На уровне Правительства утверждена программа «Качество 2021–2025», которая затрагивает большинство аспектов национальной инфраструктуры качества.

Если рассматривать философски, то мы создаем то качество, которое ждет рынок, с небольшой поправкой на будущие потребности. Тот, кто спрогнозирует, какое качество и по какой цене потребитель захочет купить завтра, будет востребован, кто направит инвестиции в ошибочном направлении — проиграет борьбу за предпочтения потребителей.

— Что собой сегодня представляет фонд государственных стандартов? И какие наиболее значимые были приняты в этом году?

— На сегодня фонд действующих государственных стандартов превышает 30 тысяч документов. Из них около пяти тысяч — это СТБ, свыше 25 тысяч — ­ГОСТ.

На сегодня фонд действующих государственных стандартов превышает 30 тысяч документов.

В 2021-м утверждено более 500 государственных стандартов и изменений к ним. Свыше 70 процентов из них гармонизированы с международными требованиями, что способствует применению признанных в мире технических решений, устранению технических барьеров, росту экспортных возможностей.

Новые разработки касались машиностроительной, электротехнической, химической, строительной, пищевой и других отраслей, сферы услуг, информационных технологий, систем менеджмента, создания безбарьерной среды. При этом основной задачей является реагирование на актуальные вызовы и тренды.

К примеру, принято 42 государственных стандарта в области электротранспорта, идентичных международным и европейским требованиям. На завершающем этапе разработки находится еще шесть проектов. Новые разработки касаются как требований к электрическим транспортным средствам и их эксплуатации, так и зарядной инфраструктуры.

Белорусская пищевая продукция ценится за высокое качество, и в немалой степени этому способствуют стандарты. В этом году вводится в действие 16 стандартов. Актуализированы требования в стандартах, например, на сладости сахарные, сухари, мороженое, творожные сырки. В целом на пищевую продукцию сегодня в рес­публике действует более трех тысяч государственных стандартов.

Отечественная парфюмерно-косметическая продукция по достоинству оценена потребителями как в нашей стране, так и за рубежом. Комплекс стандартов, разработанных для реализации технического регламента Таможенного союза на парфюмерно-косметическую продукцию, будет способствовать поддержанию производства такой продукции на высоком современном уровне.

Активный образ жизни — необходимое условие сохранения и укрепления здоровья. Расширилась нормативная база на тренажеры, которые используются в тренировочных зонах организаций, например, в спортивных ассоциациях, образовательных учреждениях, отелях, спортивных залах, клубах, реабилитационных центрах и студиях, где доступ и контроль регулируются владельцем.

Пополнился и фонд стандартов для создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Например, в стандарт, устанавливающий требования к общественному пассажирскому транспорту, включены требования к конструкции, оборудованию, системам и устройствам транспортных средств, направленные на обеспечение доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов. Также стандарт содержит требования по оснащению общественного пассажирского транспорта для людей с инвалидностью по зрению речевыми электронными информаторами с дистанционным управлением, активируемыми при помощи персонального устройства для получения сведений о номере маршрута и направлении движения подъезжающего к остановочному пункту транспортного средства.

Еще одна разработка — стандарт на ясный язык. Он подскажет компаниям и учреждениям, как сделать различные инструкции, руководства по эксплуатации приборов, транспортные маршруты понятными для всех. В первую очередь для людей с интеллектуальными нарушениями, а также испытывающих трудности в чтении или понимании текста.

Ставка на цифру

— Сейчас активно развивается цифровизация процессов. Насколько в этот тренд вписалась система стандартизации нашей страны?

— Отмечу, что наша страна определила цифровую трансформацию отраслей экономики одним из приоритетных направлений национального развития в Программе социально-экономического развития республики на 2021—2025 годы.

Успешный полноценный переход предприятий реального сектора экономики на цифру требует наличия современных технических требований, стандартизованных протоколов обмена данных, машиночитаемых данных для их последующей обработки в системах проектирования и производства продукции.

Госстандарт видит свое место в цифровых процессах в двух основных направлениях. Во-первых, это информатизация собственных направлений регулирования. И второе — создание условий для развития цифры в стране путем формирования современных требований в стандартах.

Информатизация собственной деятельности Госстандарта осуществляется путем создания и развития комплексных информационных платформ по направлениям регулирования.

Особое внимание нами уделяется переводу административных процедур в электронную форму. Так, с 2016 года функционирует административная процедура по регистрации деклараций о соответствии требованиям технических регламентов ­ЕАЭС в электронной форме, с 2018-го участники строительной деятельности могут направить уведомления о начале производства строительно-монтажных работ в электронной форме.

В течение 2021—2023 годов Госстандартом запланированы работы по переводу в электронную форму пяти административных процедур: четырех — в области энергосбережения и строительства, одной — в области стандартизации.

В условиях цифровой трансформации изменяются подходы и к государственным стандартам. Одним из ключевых вопросов в этом направлении является сокращение сроков разработки.

Сегодня нужен не просто стандарт в электронном виде. Современной промышленности требуются стандарты, которые может не только прочитать специалист — это должны быть наборы данных, из которых на уровне информационных систем могут извлекаться требования к продукции, а в отдельных случаях стандарты должны представлять собой программный код.

Что касается развития стандартизации в сфере цифры в респуб­лике, то необходимо отметить, что стандартизация в данной сфере невозможна сверху по инициативе Госстандарта или Минсвязи, предложения по разработке стандартов должны исходить из реального сектора экономики, непосредственно от специалистов.

— А насколько бизнес и промышленность вовлечены в процесс разработки стандартов?

Безусловно, бизнес и промышленность вовлечены в процесс разработки стандартов. Это и участие в обсуждении идей по разработке стандартов, и непосредственная их разработка, и рассмотрение проектов.

При формировании плана государственной стандартизации одним из основных требований является согласование предложений по разработке того или иного стандарта с профильным техническим комитетом по стандартизации. Именно там принимается решение, готовы ли промышленность и потребитель применять требования данного стандарта, оценивается его актуальность.

Поэтому сегодня наиболее эффективная форма взаимодействия государства и бизнеса в области стандартизации — это технические комитеты, объединяющие в своем составе представителей промышленности, бизнес-сообществ, органов госуправления, научно-исследовательских институтов, учебных учреждений и других. Активное участие промышленности в деятельности технических комитетов по стандартизации — национальных, межгосударственных, а также международных и региональных организаций по стандартизации — является способом влияния на содержание самого стандарта, а также способом обеспечения самому предприятию равных условий на любом рынке и соответствия продукции ожиданиям и предпочтениям потребителя.

Сегодня в республике функционирует 34 национальных технических комитета в различных отраслях промышленности (легкая промышленность, парфюмерно-косметическая продукция, мебель и деревообработка, продовольственное сырье, цифровая трансформация и другие). Количество участников в наиболее активных из них достигает 30.

Также Беларусь принимает участие в работе 129 межгосударственных технических комитетов (МТК), объединяющих экспертов из стран СНГ. В рамках МТК осуществляются разработка и рассмотрение проектов ­ГОСТ, применение которых важно не только для реализации требований технических регламентов ­ЕАЭС, но и для обеспечения свободной и взаимовыгодной торговли. Участие в МТК позволяет отстаивать интересы национальной экономики и определять перспективы технической политики в рамках СНГ.

К сожалению, участие представителей промышленности и бизнеса Беларуси в работе технических комитетов международных и европейских организаций по стандартизации не такое активное, как хотелось бы.

Сам процесс разработки стандартов является открытым. Проекты и уведомления о ходе их разработки размещаются на официальном сайте Госстандарта в сети интернет. Любой заинтересованный имеет к ним доступ и может направить в адрес разработчика свои замечания и предложения. Очень важно быть участником этого процесса. Те предприятия, которые вовлечены в него, получают преимущества, всегда готовы к конкурентной борьбе.

Надо помнить, что современные стандарты — это способ лидерства на рынке и цивилизованный инструмент его защиты от небезопасной и некачественной продукции. Поэтому необходимо повысить активность в первую очередь промышленности и бизнеса в разработке стандартов, задавая тон рынку и продвигая имидж белорусского качества вне зависимости от площадки, на которой они разрабатываются.

В рамках стимулирования этой работы Госстандарт подготовил проект Указа Президента Респуб­лики Беларусь «О разработке проектов технических регламентов и стандартов». Основная идея этого проекта заключается в совершенствовании (с учетом опыта Российской Федерации и других стран) порядка финансирования расходов на разработку технических нормативных правовых актов.

Так, организация, которая за свой счет разработала межгосударственный стандарт или государственный стандарт Респуб­лики Беларусь, будет вправе получить частичное возмещение — до 50 процентов — понесенных расходов. Такое стимулирование послужит позитивным фактором для разработки современных стандартов и выпуска новой конкурентоспособной продукции.

Практически все министерства и концерны поддержали предлагаемые подходы. В ближайшее время после завершения согласования с заинтересованными государственными органами проект указа будет внесен на рассмотрение в Правительство.

Опасной продукции — красный свет

— За девять месяцев этого года в стране запрещен ввоз и обращение более 1300 различных товаров. Производители и импортеры стали больше выпускать небезопасной и некачественной продукции? Либо органы Госстандарта активизировали мониторинг?

— Госстандартом ведется планомерная и активная работа в части пресечения выпуска в обращение на территории республики опасной продукции. Цифры, которые вы привели, не стоит рассматривать как результат изменения качества выпускаемой продукции или интенсивности осуществления надзорных мероприятий. Можно утверждать, что введение ограничительных мер в отношении данного количества наименований продукции — это результат применения эффективного риск-ориентированного подхода при выборе объектов надзора.

Госстандартом ведется планомерная и активная работа в части пресечения выпуска в обращение на территории республики опасной продукции.

При выборе субъектов, продукции для проведения надзора используются «Критерии оценки риска для отбора проверяемых субъектов для проведения выборочных проверок».

Кроме собственного мониторинга рыночной ситуации, имеющейся надзорной практики, учитывается и информация, которую представляют органы госуправления, изготовители и импортеры по результатам собственных маркетинговых исследований, граждане, позиция которых в том, что рынок должен быть безопасным.

Важно отметить: для производителей и импортеров, допустивших нарушения, предусмотрена возможность вернуться на белорусский рынок, если они устранят выявленные нарушения в результате корректирующих мероприятий и предоставят Госстандарту соответствующие доказательственные материалы. В таком случае субъекту хозяйствования выдается разрешение на ввоз и (или) обращение продукции на территории Беларуси. По состоянию на 1 ноября возобновлены поставки в республику 80 наименований продукции.

— Насколько известно, сейчас разрабатывается проект программы совместных действий государств — членов ­ЕАЭС в сфере защиты прав потребителей. С какими инициативами в рамках интеграционного объединения выступает Беларусь? Какие задачи, проблемы видятся наиболее актуальными, в том числе по стандартизации?

— Беларусью в сфере технического регулирования инициировано рассмотрение на площадке Евразийской экономической комиссии около 20 предложений. Среди них — изменения в Договор о ­ЕАЭС и основополагающие документы второго уровня. Изменения направлены на совершенствование условий взаимной торговли между государствами — членами ­ЕАЭС, защиту общего рынка государств — членов ­ЕАЭС от опасной, фальсифицированной и контрафактной продукции, а также от продукции, несоответствующей заявленным изготовителями характеристикам и вводящей в заблуждение потребителей. Изменения находятся на разных этапах рассмотрения, некоторые уже на стадии принятия.

Одной из важных и значимых является инициатива создания системы референтных лабораторий и законодательных основ для такой системы в странах ­ЕАЭС. Актуальность данной задачи подтверждается тем, что соответствующие мероприятия предусмотрены планом по реализации Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года. Все страны ­ЕАЭС поддержали инициативу Беларуси о создании и развитии института референтных лабораторий.

Страны ЕАЭС поддержали инициативу Беларуси о создании и развитии института референтных лабораторий.

Также Беларусь инициировала 12 изменений в технические регламенты ­ЕАЭС. Внесение изменений в действующие технические регламенты осуществляется на основе постоянного мониторинга их внедрения и анализа проблемных вопросов по их применению организациями и бизнес-сообществом республики, а также с учетом международных и европейских норм с целью обеспечения соответствия продукции перспективным требованиям, модернизации промышленности, внедрения инноваций и, как следствие, повышения ее конкурентоспособности. Это также говорит о том, что документы «живые» и «работают».

Мы считаем, что применение современных стандартов должно создать условия для опережающего развития экономик государств. Поэтому совершенствование процесса стандартизации для повышения оперативности разработки новых стандартов, обновления перечней стандартов к техническим регламентам сегодня является приоритетным направлением, по которому необходимо выработать единые подходы в ­ЕАЭС.

Госстандартом инициировано рассмотрение на площадке ­ЕАЭС предложения по комплексному решению этого вопроса с выработкой принципиальных подходов как к организации работ по разработке межгосударственных стандартов, так и их финансированию Евразийской экономической комиссией.

sichevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter