Кондратенко: на внутреннем и мировом рынках сложился положительный имидж белорусских пищевых продуктов

Качественное конкурентное преимущество

Глава государства в общении с трудовым коллективом агрокомбината «Юбилейный» Оршанского района подчеркнул, что для сельского хозяйства наступил золотой век. Сколько он продлится, сказать сложно, но перспективы открывает для нас масштабные, в первую очередь на внешних рынках.

До недавнего времени зарубежные СМИ считали непопулярным писать об аграриях, животноводах, да и не балуют их вниманием. Мол, работали и работайте. Что о вас писать! Это же никому не интересно. А сейчас, посмотрите, твердят без умолку про планы на урожай, предрекают голод мирового масштаба.

Страшно становится за судьбы жителей тех стран, которым иностранные эксперты пророчат множество бед, и при этом не можешь не радоваться, что нашу Беларусь невзгоды обойдут стороной.

Почему? А потому, что мы никогда не пренебрегали жизненно важными ценностями, с уважением относились и будем относиться к нелегкому труду сельчан и тема сельского хозяйства по-прежнему будет звучать громогласно в нашей стране, не умаляя достижений в других отраслях экономики.

В нынешнем году белорусским предприятиям приходится работать в условиях внешнеторговых ограничений, санкций, удорожания международной логистики, сдерживания доступа на некоторые экспортные рынки. Вместе с тем есть все основания утверждать, что отечественный агропромышленный комплекс не только не уступит свои позиции, но и улучшит продажи и экономические показатели деятельности.

Во-первых, введенное продовольственное эмбарго позволило крепче закрепиться на внутреннем рынке. Безусловно, отечественная продукция более доступна населению по цене, качеству и всегда в достаточном количестве присутствует на полках магазинов.

Во-вторых, сложившаяся ситуация становится поводом выстраивать государственную аграрную политику и оказывать поддержку своим производителям без оглядки на требования и ограничения ВТО. Необходимо максимально эффективно использовать инвестиционные ресурсы, направить их в приоритетные импортозамещающие и экспортно ориентированные отрасли, выстраивать собственные высокодоходные цепочки создания добавленной стоимости продовольственной продукции, работающие в интересах народного хозяйства.

2022 год в плане экспорта выглядит довольно оптимистично. Только в первом квартале за пределы страны перерабатывающие предприятия поставили продовольственных товаров и сельхозсырья в стоимостном выражении на 11,1 процента больше, чем за аналогичный период 2021-го. Наивысший показатель прироста у предприятий Гродненской области — 20,6 процента. На втором месте Витебщина, на третьем — Брестчина.

В целом основные экономические показатели производителей продуктов питания показывают значительный рост. В частности, рентабельность продаж в среднем достигла 8,4 процента. На успех в конкурентной борьбе работают и современные технологии производства продукции, ингредиенты высокого качества и серьезные преимущества отечественной продукции по цене.

На внутреннем и мировом рынках сложился положительный имидж белорусских пищевых продуктов. Наши товары соответствуют самым высоким стандартам качества, производятся с использованием натуральных ингредиентов, местного сырья и современных технологий. Большинство предприятий пищевой промышленности создают и развивают собственные сырьевые зоны. Свыше четверти организаций осуществляют затраты на технологические инновации.

Ассортиментный портфель предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в общей сложности насчитывает тысячи наименований продукции, способной удовлетворить повседневные потребности населения в полноценном рационе питания, а также в специализированных продуктах с дополнительными или улучшенными потребительскими свойствами.

Доля инновационной продукции в общем объеме продуктов питания, реализованных отечественными предприятиями, составляет, по последним данным, 4,7 процента, в том числе среди производителей мясной продукции — 7,7, молочных продуктов — 4,8, хлебобулочных, макаронных и мучных кондитерских изделий — 4,4, детского питания и диетических продуктов — 4,8, кондитерских изделий из шоколада и сахара — 13,4.

Инновационная ориентированность товаропроизводителей позволяет эффективно осуществлять последовательное импортозамещение конкурентоспособной белорусской продукцией высокого качества. Например, предприятия страны освоили выпуск полной линейки продуктов детского и диетического питания. В результате доля продаж отечественной продукции данной категории на внутреннем рынке стремится к 80 процентам. Часть поставляют в Россию, Узбекистан, Казахстан, Молдову, Пакистан, Турцию и в другие страны.

Еще раз хочу подчеркнуть: на данный момент в Беларуси максимально задействованы механизмы поддержки преодоления санкций и внешнеторговых ограничений. Президент и Правительство принимают все необходимые меры для стабилизации экономики. Предприятия наращивают продажи на внутреннем рынке, расширяют кооперационное сотрудничество с партнерами по ЕАЭС, СНГ. Да, бывает непросто. Но мы не боимся трудностей, наоборот, преодолевая препятствия, становимся сильнее, мудрее и, надеюсь, богаче.

Светлана Кондратенко, заместитель директора по научной работе ГП «Институт системных исследований в АПК НАН Беларуси»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter