«Кабы я была царица...»

Более двух тысяч лет назад Катон Старший в трактате «О земледелии» давал наставления о том, как правильно выращивать грушу. Но и сегодня не на каждом участке встретишь грушевые деревья. Царицей сада по–прежнему считается яблоня. А ведь сортов груш ничуть не меньше...

Более двух тысяч лет назад Катон Старший в трактате «О земледелии» давал наставления о том, как правильно выращивать грушу. Но и сегодня не на каждом участке встретишь грушевые деревья. Царицей сада по–прежнему считается яблоня. А ведь сортов груш ничуть не меньше. Как выбрать самый–самый, чтобы был урожайным, вкусным, лежким, зимостойким, знает Михаил Шкодкин, садовод–опытник с более чем полувековым стажем. Он знает толк в грушах: через его руки прошло более 650 сортов.


С мира по черенку


В садовой коллекции Михаила Никитовича есть груши из Америки, Австралии, Европы. А уж об «уроженках» ближнего зарубежья и говорить не стоит. В поисках самых лучших сортов Шкодкин объехал все научно–исследовательские институты плодоводства бывшего Советского Союза. С каждым годом новинок становится больше: спасибо друзьям, не забывают.


Новый год начинается с того, что Михаил Никитович заводит специальную тетрадь (своего рода садовый гросбух), куда заносит любую информацию, касающуюся грушевого сада: уборка, обработка, полив, какой была температура и откуда дул ветер... Кое–где даны даже схемы обрезки и прививки. Учтен каждый сучок: в садоводстве нет и быть не может мелочей.


Михаил Никитович окончил сельскохозяйственный техникум, где и увлекся мичуринским учением о межвидовой гибридизации. Судьба же распорядилась по–своему — стал военным. Но по–прежнему продолжал изучать труды плодоводов–практиков. У чешских и немецких ученых прочитал о садах интенсивного типа и заболел ими: с малого участка можно получить рекордный урожай. Главное, с сортом не прогадать.


Так каким же он должен быть? Во–первых, считает Шкодкин, зимостойким. Во–вторых, урожайным и скороплодным. В–третьих, поздноцветущим, то есть застрахованным от утренних весенних заморозков. В–четвертых, не ронять плодов ни от засухи, ни от ветра. В–пятых, не болеть, особенно паршой.


Дети солнца


При дефиците солнца груши не вызревают. Резко снижается и урожайность. Михаил Никитович не раз замечал, что деревья, посаженные без полива и в неподготовленную почву, особенно первые 2 — 3 года отстают от своих «собратьев» в росте.


Если не хватает влаги в начале вегетации, дерево замедляет рост, сбрасывает завязь. Если грушевый сад изнывает от жажды во второй половине лета, плоды начинают созревать раньше времени, но они намного мельче, чем обычно.


Для того чтобы груши как следует вызрели, летним сортам необходимо 90 весенне–летних дней со среднесуточной температурой выше плюс 15 градусов. Осенним — 90 — 100, зимним — 100 — 115 дней. Потому–то одни и те же сорта, но растущие в разных районах Беларуси, созревают и плодоносят по–разному.


В этом Шкодкин убедился на собственном опыте. Один участок у него в Дзержинском районе, другой — в Смолевичском. Казалось бы, между ними всего 80 км, а плоды созревают с разбежкой почти в неделю.


Иногда, признается садовод, в суровые зимы у сортов «молдавская ранняя», «сокровище», «платоновская», «ясочка», «просто Мария» подмерзают цветковые почки и кольчатки. Но деревья быстро восстанавливаются и на следующий год (если нет сильных морозов) вновь радуют хорошим урожаем.


Спринтеры и стайеры


Скороплодность, по мнению Михаила Никитовича, — одна из важнейших характеристик сорта. На 3 — 4–й год дают урожай «белорусская поздняя», «десертная россошанская», «конференция», «лира», «оригинальная», «просто Мария», «память конгресса», «пеппи», «сокровище», «чижовская» и другие. «Бере слуцкая» и «Жозефина Мехельнская» начинают плодоносить лишь на 9 — 12–й год.


Можно ли ускорить процесс? Конечно, если привить черенки груши на слаборослые подвои айвы. Надо не забывать, что многие сорта груш самобесплодны: им необходимо перекрестное опыление. Поэтому в саду должна быть как минимум парочка грушевых деревьев одного срока цветения. И тогда хороший урожай обеспечен.


Различаются сорта груши и по урожайности. К разряду самых плодовитых Шкодкин относит «белорусскую позднюю», «александровку», «вродливу», «платоновскую», «бере Люка», «конференцию» и др. Немного скромнее урожай у «бере Гарди», «оригинальной», «ласточки», «сувенира», «лиры», «сладкой из Млиева» и др.


Но опять же, чем выше урожайность, тем мельче плоды даже у крупноплодных сортов. На молодых деревьях фрукты всегда крупнее, чем на старых. Потому–то Михаил Никитович ежегодно обрезает груши, омолаживая их и осветляя крону. И как результат — плоды весом более 500 г, к примеру, на «сокровище» и «памяти конгресса».


Дело вкуса


Что касается вкуса, то для себя Михаил Никитович все сорта разделил на три группы. Оценку «отлично» (по пятибалльной системе) получили «августовская роса», «золотоворотская», «любимица Клаппа», «просто Мария», «ласточка», «сокровище». Крепкая «четверка» у «белорусской поздней», «десертной млиевской», «десертной россошанской», «ясочки», «забавы». «Тройка» у «александровки», «бере русской», «видной», «верной», «бергамота осеннего» и др. У многих сортов вкус напрямую зависит от погоды. Если во время созревания плодов идут дожди, фрукт будет кислым. В засушливые же годы мякоть становится плотной, сухой с множеством «каменистых» клеток.


Игра в пятнашки


Предрасположенность к парше — самый большой недостаток груши. Страдают от этой болезни «дюшес летний», «ильинка», «белорусская поздняя», «маслянистая лошицкая», «пеппи», «тонковетка» и др. А вот «белоруска», «просто Мария», «сувенир», «августовская роса», «бере лошицкая», «бере млиевская», «духмяная», «лада», «москвичка», «соната» намного более устойчивы к парше.


Чтобы на участке было как можно меньше больных деревьев, Михаил Никитович ранней весной, как только покажется розовый конус бутона, обрабатывает посадки по листьям смесью «скора» и какого–нибудь инсектицида.


Трудно, признается Шкодкин, найти сорт совсем без недостатков, потому и экспериментирует, занимаясь собственной селекцией.


Время зрелости


— Мало, — считает Михаил Никитович, — грушу вырастить. Ее еще надо вовремя снять. А потом и вовремя... съесть.


Плод (согласно науке) считается зрелым, если достиг своей сортовой величины и накопил максимальное количество питательных веществ. Распознает же это Шкодкин так: как только у плодоножки начала желтеть кожица, пора приступать к съему. И не важно, что плоды пока зеленые — они дозреют, пожелтеют, станут сочными и ароматными. Перезревшие же фрукты, наоборот, теряют вкус, сочность, аромат и как бы вспухают.


Самой первой созревает в саду у Шкодкина «трапезница» (болгарский сорт). Вслед за ней «молдавская ранняя».


Летние сорта Михаил Никитович снимает примерно за неделю до наступления полной зрелости. Осенние же созревают в сентябре. А вкусными и сочными, говорит садовод, они станут лишь через месяц после съема. При температуре чуть выше нуля фрукты могут храниться до декабря. Зимние сорта груш Шкодкин снимает практически перед наступлением холодов. Поначалу их есть совсем нельзя: твердые, терпкие. Но со временем все «минусы» плавно переходят в «плюсы». «Золотоворотская» и «бере Люка» лежат до января, «белорусская поздняя» — до марта, а иногда и до мая.


Куда плывет «лодочка»?


Чтобы сад раньше начал плодоносить и с каждым годом давал больший урожай, Михаил Никитович посадил его по типу «русской таганрогской лодочки»: много деревьев на малой площади. У такого сада, по мнению Шкодкина, немало преимуществ. Удобно ухаживать и убирать фрукты. Плоды сочнее и ярче, поскольку всегда открыты солнцу. «Лодочка» в 2 раза урожайнее обычного сада.


— Главное, — подсказывает Михаил Никитович, — не заглубить при посадке саженцы. Поскольку все они привитые, то легко перейдут на корни привоя, и сорт будет потерян.


Первый год садовод разрешает деревцу расти вертикально. А уже следующей весной устанавливает шпалеру так, чтобы получились две наклонные плоскости с одной открытой V–образной серединой. Чтобы было понятнее, обратите внимание на фотографию.


Двойной удар


Внекорневую подкормку Михаил Никитович, как правило, сочетает с обработкой деревьев против вредителей и болезней. Примерно 5 — 6 опрыскиваний за сезон. Через листву растение усваивает питательные вещества намного быстрее и эффективнее, нежели через корни.


Ежегодно опрыскивает сад и 5–процентным раствором (пол–литра на ведро воды) удобрений. Ранней весной — азотными, осенью, после листопада — калийными. В дождливые годы регулярно пользуется «скором». Его он считает лучшим фунгицидом.


В «яблочко»!


Так какая же она, десятка лучших сортов груш? Михаил Никитович начинает загибать пальцы и перечисляет их по срокам созревания: «трапезница», «молдавская ранняя», «ласточка», «августовская роса», «сувенир», «ясочка», «просто Мария», «платоновская», «сокровище», «бере Люка». А еще одну можно? Пусть будет 11. «Золотоворотская».


Ну что, определились с сортами? Согласитесь, есть из чего выбрать. Пусть и в вашем саду растут дары богов — так когда–то называли древние грушу.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter