Кабриолет для леди с эскортом. Корреспондент «Р» прокатился в историю отечественного автопроката и заказал роскошный лимузин

Классик давно убеждает нас: машина – это средство. Пусть так. Значит, передвижение на ней – услуга, которую можно купить или взять напрокат. Первое слишком дорого. Последним и вовсе ни за что бы не занялся, не вынуди обстоятельства. Вооружившись ручкой и долготерпением, снял трубку: «Хочу взять напрокат автомобиль…»
Классик давно убеждает нас: машина – это средство. Пусть так. Значит, передвижение на ней – услуга, которую можно купить или взять напрокат. Первое слишком дорого. Последним и вовсе ни за что бы не занялся, не вынуди обстоятельства. Вооружившись ручкой и долготерпением, снял трубку: «Хочу взять напрокат автомобиль…» Девушка-диспетчер крепко удивилась, но продиктовала номера. Обзвонил все. Узнал всё. Докладываю: большой город «стрижет» большие автоденьги, но предлагает еще больший выбор. …И пришлось все сворачивать. Этот автосалон первым предложил неискушенному белорусскому потребителю невиданную диковинку. Автомобиль напрокат. Минск. На дворе – 1989 год, в котором еще нет никаких лицензий и свидетельств. В гараже – сто двадцать машин: восемьдесят «нив» и сорок «жигулей» разных серий. Стоят и не знают, какая охота начнется на них всего через пару месяцев… — Да, были времена. На машины – очередь по записи. Брали министерства, предприятия, главки… Брали на год, на два, можете представить? А потом распался Союз, пришлось все сворачивать, — вспоминает директор автосалона Александр Стельмах. – Позже, в начале девяностых, в республику хлынули иномарки, и прокат отечественных легковушек захлебнулся. Непрестижно. Парк урезали до десяти «волжцев». Сейчас работаем без прибыли, но окупаемся: выручают постоянные клиенты. Клиенты в основном из ближнего зарубежья: те, кто когда-то бывал и помнит. Права, два года водительского стажа, справка с места работы. Иностранец — значит, сверх того, поручительство белоруса. Все. Получите ключи. — Берут в основном на уик-энд или на месяц. У кого-то сломалась машина, кому-то не терпится забрать урожай или махнуть на природу. Одно время на наших авто даже пробовали таксовать, — вспоминает Александр Стельмах. — Стопроцентная предоплата – это перестраховка. В середине девяностых было около двадцати случаев, когда бандиты попросту выбрасывали водителей и угоняли наши машины. Многие потом нашли, но вот две «шестерки» и по сей день – в списках пропавших. География — без «замков». По Беларуси – пожалуйста. В Польшу, Германию — ради бога: только на границе страховку заплати. Прокатных салонов в Минске десятки. Работают они вполне легально, и в их парке — не только привычное вазовское семейство. «Иностранец» с конвейера мечтает познакомиться. Первый большой сектор этого специфического рынка – салоны проката при крупных автохаусах. «Пежо», «фольксваген», «опель», «шкода»… Для представительств мощных европейских автоимперий это даже не столько доход, сколько престиж. Приехал, положим, парижанин в Минск: как же обойтись без родного «пыжика»? А тут – извольте, любая модель, сервис и белорусская цена. Разве можно отказаться? Иностранцев устраивает все, белорусы – выбирают и торгуются. Ценовая разбежка и вправду велика: от 35 до 150 долларов в сутки. Модель, год выпуска, пробег. Чем ближе все эти показатели к отметке «с конвейера», тем тоньше ваш кошелек. С правами — как и везде: не менее двух лет. Потом – паспорт и залог (обычно пятьсот, тысяча евро). Да еще это страшное слово «франшиза»…Не приведи вас господь пропустить при оформлении какую-нибудь вмятинку или царапинку. При возврате вам ее «вспомнят», попеняют и высчитают приличную сумму из залога. Следующие участники рынка – мелкие фирмы, которые седлают вам «железных коней» узкого профиля: скажем, только «японцев» или только «шведов». Главный плюс – машины новые. Минусы – цена от ста и лимитированный пробег: сутки — 250 километров, неделя – 2 тысячи. Залог — полторы тысячи евро. Явную ориентацию на западного клиента подтверждает и факт брони этой суммы на вашей кредитной карте. Зато сдать и переоформить машину можно в любой точке СНГ или Европы. Так что выбирайте сами: сумма или сервис. Ельцинский лимузин для «Боша». Если ваша скромная «тройка» ценой в трехкомнатную квартиру и туфли из змеиной кожи никак не предполагают самоличного управления транспортным средством, не отчаивайтесь. Ушлые столичные автокоммерсанты решили и эту проблему. Звонок, адрес – и любое ландо представительского класса у вашего подъезда … или трапа самолета. С шофером. Стоимость великосветской жизни – десять долларов в час. Впрочем, в столице есть и госпредприятие, которое оказывает подобные услуги. Цены на порядок ниже, зато статус! С 1994 года, согласно уставу, любой может заказать здесь авто с водителем. К услугам клиентов как отечественные «Волги», так и вся линейка самых дорогих и изысканных машин мира. Автобусы, микроавтобусы и даже грузовики… — Заказы в основном делают частные фирмы и учреждения для высоких иностранных гостей и делегаций. Впрочем, нередко спрашивают хорошие автомобили и для свадебных кортежей. Не говорю уже об артистах. Среди наших постоянных клиентов – все звездное семейство Пугачевой, Олег Газманов, Лолита, Демис Руссос... Раньше все они неровно дышали к правительственным «Чайкам», сейчас пересели на шестисотые «мерседесы», — рассказывает генеральный директор АГУ «Белтрансспецавто» Михаил Михалев. – Недавно заставил понервничать руководитель компании «Бош», прибывавший в Минск с частным двухдневным визитом. Для него просили элитную машину. Чего мы только не предлагали – все не то. Что ты будешь делать… Достали правительственный «Зил»-лимузин, ну тот, что у Ельцина был в свое время, знаете. Вроде бы заморский товарищ остался доволен. Калиф на час. … Да, это правда: в столице действительно можно арендовать лимузин. Белый или черный, трех- или пятидверный, «линкольн», «кадиллак» или даже президентский «мерседес-пульман». Ну раз можно, так отчего же не попробовать? Набираю номер, называю адрес. Жду. Звонок. На пороге вместо робкого водителя – двое крепких парней под галстуками. Так и так, паспорт будьте любезны. Показываю. Фото сверили с оригиналом, прочие данные переписали в блокнот. Теперь можно идти. У подъезда – длинная белая «сигара» с черными окнами, называется «кадиллак». Проверяющая парочка уезжает, а мне навстречу из белоснежного авто выходит Александр, хозяин лимузина и фирмы. Все описанное выше – договоренность и уступка просьбе репортера. Садимся. Бледный «негабарит» тяжело выруливает из типового двора. — Вы сами убедились, в такой перестраховке нет ничего страшного. Порой, если что-то вызывает сомнение, мы проверяем документы не только клиента, но и его близких родственников. Сколько уже раз заказывали наши машины на съемные квартиры и затем угоняли, оглушив водителя, — говорит Александр. – Работаем с иностранными делегациями, московскими бизнесменами и звездами шоу-бизнеса. Очередь на свадьбы у нас расписана на полгода вперед. Причем заказы делает вся Беларусь. К слову, не так давно отправляли два кабриолета и шесть мотоциклистов-эскортеров в Новогрудок для одной леди. Красиво жить не запретишь. Стоимость «красоты» – сорок пять долларов в час. Для тех же, кому не дают покоя непочатый банковский счет и тяга к экзотике, в запасе и вовсе эксклюзивная штучка: белоснежная карета с кучером и вороными. Калифом на час вы сможете стать за сто пятьдесят долларов, как это сделали Макс Мирный и его жена Ксения во время бракосочетания. Лично мне на вороных прокатиться не довелось. Говорят, в тот день карету подавали к подъезду другого минского калифа…
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter