Социальный портрет бизнеса с женским лицом
57 тысяч женщин в Беларуси сегодня занимаются предпринимательством. Об этом сообщила директор департамента по предпринимательству Министерства экономики Ольга Русинович.— В основном наши дамы — индивидуальные предприниматели, — конкретизировала данные проводимого в течение нескольких лет анализа глава департамента. — Собственниками бизнеса являются 27,3 процента предпринимательниц.
У 42,3 процента женщин, у которых есть собственное дело, — высшее образование. 63 процента дам состоят в браке. Дети есть только у половины, причем лишь по одному — у 30 процентов.
К слову, всего в Беларуси проживает более 5 миллионов женщин. У них высокий уровень занятости в трудоспособном возрасте — 84,5 процента. В основном они реализуют себя в сфере здравоохранения, образования, финансов, торговли и услуг. По мнению Ольги Русинович, в стране необходимо больше популяризировать женское предпринимательство и почаще рассказывать об успешных историях создания и развития собственного бизнеса дамами.
— Как показывает проведенное анкетирование, одно из главных препятствий на пути женщин в бизнесе — собственная неуверенность, — констатировала Ольга Русинович. — Семь из десяти дам, которые задумывались об открытии своего дела, так и не решаются его начать. Стремление женщин избежать рисков сдерживает их обращение в банк, чтобы получить кредит на развитие бизнеса. В то же время банковские аналитики утверждают, что женщины — более надежные и ответственные заемщики, чем мужчины.
Запорная арматура — женский опыт
Юлия Борухова — директор и собственница одного из частных предприятий — поделилась своим опытом профессиональной трансформации. Она инженер по образованию, в прошлом работала в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Обстоятельства сложились так, что осталась одна с двумя детьми, и вопрос материального обеспечения семьи лег на ее плечи. Пришлось кардинально сменить и место жительства, и форму занятости. Она открыла свой бизнес по оптовой торговле трубопроводной арматурой. Задвижки, затворы, краны — тема, на первый взгляд, сугубо мужская, но ей хорошо знакомая по прежней работе. Принципиально новым было то, что она открыла собственную компанию.— Первый год был очень сложным, — вспоминает Юлия Борухова. — Когда получила первый контракт на 7,5 тысячи рублей, неделю спать не могла, такой заоблачной казалась мне эта сумма и, конечно же, груз ответственности. В первый год выручка вышла совсем небольшая, фирма сработала в минус. Но я сочла это нормальным, ведь нужно было нарабатывать репутацию.
Гендерный фактор первое время сыграл не лучшую роль в становлении бизнеса.
Юлия Борухова рассказывает:
— Когда я предлагала наши услуги топовым предприятиям в сфере услуг, поначалу меня воспринимали несерьезно. Стоят 15 мужчин в касках на приемке товара и, видя меня, женщину, комментируют: «О, запустили тяжелую артиллерию», намекая на то, что их собираются развести. Но этот минус в скором времени превратился в плюс. За счет того, что я оказалась единственной женщиной-руководителем такой фирмы, меня легко запомнили. А опыт сотрудничества показал, что нашей фирме можно доверять.
В этом году компания Юлии Боруховой расширила свое поле деятельности — открыла собственное производство. Закупили станки и другое оборудование, взяв кредит в банке. Продукция импортозамещающая, а потому на сегодня и востребованная.
Прошлый год оказался весьма прибыльным. Сейчас в штате более десяти человек, планируется еще расширение. Средняя зарплата по компании — 3,5 тысячи рублей.
Большинство занятых в бизнесе женщин — индивидуальные предприниматели.
Банковские продукты и не только
— Ставка на развитие женского предпринимательства — это не просто дань моде, но и тонкий экономический расчет, — присоединился к разговору заместитель председателя правления ОАО «Белинвестбанк» Дмитрий Романовский. — Мы уже давно занимаемся поддержкой женского предпринимательства и ни разу об этом не пожалели.В списке клиентов Белинвестбанка, по словам Дмитрия Романовского, более 30 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, пользующихся различными банковскими продуктами. Каждый третий случай сотрудничества связан с женской инициативой.
— В своей работе мы нацелены не только на предложение кредитов и других банковских продуктов, — отметил Дмитрий Романовский. — Мы пытаемся привлечь партнеров, например страховые организации. Объединение банковского и страхового капиталов позволяет создать более комфортные условия для финансирования женских инициатив.
Председатель Белорусского союза женщин Елена Богдан считает, что женское предпринимательство, как и женское руководство, хоть и более рискованное, но и более успешное. Во многом это связано с тем, что как хранительница семейного очага представительница прекрасного пола всегда старается минимизировать риски. Это касается и бизнеса, поэтому предпринимательницы, как правило, более четко просчитывают и выверяют свои шаги.
Елена Богдан поясняет:
— В рамках проекта мы должны услышать то, что важно женщинам, — разъяснить им нормативно-правовые моменты, помочь найти свое окно возможностей в развитии собственного дела и поддержать психологически. Это касается и женщин из регионов. Будем рады помочь всем желающим.
Каждый третий предприниматель в Беларуси — представительница прекрасного пола.
Служба занятости: и научим, и денег дадим
Свои механизмы поддержки женского предпринимательства и профессиональной реализации есть и у государственной службы занятости.— Один из инструментов предназначен для женщин, которые находятся в отпуске по уходу за детьми, — рассказала начальник управления политики занятости Минтруда и соцзащиты Алена Докукина. — Если у них нет профессии или по каким-то причинам они утратили квалификацию, то за счет государства можно пройти бесплатное обучение или переподготовку по направлению центра занятости.
Второй инструмент профессиональной реализации — открытие своего дела с помощью безвозмездной субсидии. Ее размер составляет 11 бюджетов прожиточного минимума для жителей города, 15 БПМ — для сельчан, и 20 БМП — для научных исследований. К слову, с мая 2022 года БМП равен 311,15 рубля.
За последние пять лет подобной материальной поддержкой воспользовались свыше 3,7 тысячи белорусок.
— Если в 2017-м удельный вес женщин, получивших безвозмездные субсидии, составлял 30 процентов, то сейчас — 44 процента, — конкретизировала специалист. — Спрос есть, и он растет. Среди наиболее популярных областей, где реализуют себя представительницы прекрасного пола, — розничная торговля, агроэкотуризм, услуги такси. Среди последних стартапов есть и эксклюзивные инициативы. С помощью господдержки, например, открыто кафе с кислородными коктейлями и студия стретчинга.
kozlovskaya@sb.by