Молодой художник Василий Чатневцев считает, что успех в любимом деле начинается с позитивных мыслей

К живописи нужно относиться трепетно!

Жизнь мчится стремительно, и растрачивать ее на нелюбимое дело точно не стоит. Чем раньше ввязаться в авантюру под названием «поиски себя», тем быстрее можно найти работу, которой захочется отдавать себя без остатка. Художник Василий Чатневцев еще в детстве понял, что должен связать свою жизнь с творчеством. К слову, о принятом решении ни разу не пожалел. Сам много работает у мольберта, а еще щедро делится своими знаниями со студентами Минского государственного художественного колледжа имени А. К. Глебова.


— Василий, многие дети любят разрисовывать все подряд, включая обои. Их каляки-маляки хранятся как семейные реликвии, даже если подросшее чадо напрочь утрачивает страсть к рисованию и не имеет к нему никаких склонностей. Ваш «детский роман» с ним перерос в серьезную страсть, стал профессией.

— Да, я тоже с детства увлекался рисованием. К сожалению, в моей деревне Муравилье Костюковичского района не было художественной школы, поэтому приходилось развиваться в этом деле самостоятельно. В начальной школе срисовывал картинки из книжек, позже начал практиковать пленэрную и портретную живопись. Считаю, что поступление в Могилевский государственный колледж искусств и знакомство с педагогом Борисом Ивановичем Первунинских дало новый импульс развитию творчества. Именно он привил мне любовь к реалистической живописи. Борис Иванович умело балансировал между ролями педагога и художника, я вдохновлялся его примером. Позже поступил в Белорусскую государственную академию искусств, где продолжил активно практиковаться.


— Бытует мнение, что людям творческих профессий вовсе не обязательно иметь профильное образование. Мол, если есть талант и желание работать, этого предостаточно. На ваш взгляд, нужно ли художнику профессиональное образование?

— Профессиональное образование иметь необходимо. Но наличие диплома не сделает из человека художника. Можно отсидеть четыре года в аудитории и не вынести ничего полезного для себя. Важно, чтобы студенту попался преподаватель, который поможет найти свой стиль, жанр, подобрать подходящие материалы. Бесспорно, все перечисленное можно сделать самому, набив при этом много шишек, но зачем усложнять? Продуктивная работа с преподавателем поможет сократить поиски себя и вывести творчество на новый уровень.

— Вы преподаете в Минском государственном художественном колледже имени А. К. Глебова рисунок и живопись. Нужно ли заинтересовывать студента дисциплиной или он сам должен проявлять рвение к изучению предмета?

— Студенты должны отдавать себе отчет в том, что они пришли получать знания. Бесспорно, от преподавателя зависит многое. Каждую тему нужно прорабатывать, закреплять пройденный материал и не лениться возвращаться к непонятным моментам. Для студента эта информация в новинку, можно что-то упустить, и в дальнейшем могут возникнуть проблемы.

— Можно ли научиться рисовать, если нет природных данных?

— Отсутствие способностей не станет помехой, если есть интерес к делу и неуемное желание совершенствоваться. Как говорится, терпение и труд все перетрут!

— В этом году зима выдалась снежной. Социальные сети пестрили фотографиями пейзажей и селфи на фоне заиндевевших деревьев. Удалось ли вам запечатлеть на холсте эти красоты?

— Да, в числе моих работ есть пейзажи уходящей зимы. Традиционно в феврале я еду на малую родину повидаться с родными и заняться творчеством. Знаю, что в этом году многие знакомые художники специально уезжали из города, чтобы запечатлеть живописную природу.


— Сколько времени вы уделяете творчеству?

— Мне хочется заниматься этим ежедневно минимум пять часов. К сожалению, не всегда располагаю свободным временем. Приходя с работы, несколько часов пишу что-нибудь длительное, сочиненное на основе этюдов с натуры. Этюд на пленэре рисую не больше четырех часов. Мне кажется, что довести до идеала нельзя ни одну картину. Всегда будет казаться, что где-то есть недоработки.

— У вас есть любимый жанр живописи?

— Больше всего душа лежит к портретной живописи. Пишу с натуры, иногда дописываю по памяти. Портреты могут рассказать о характере, мыслях и даже судьбе человека. На последних курсах учебы в Белорусской государственной академии искусств стал уделять больше внимания пейзажной живописи. Каждая работа, выполненная в этом жанре, будет уникальной и непохожей на другую, даже если когда-то вы уже рисовали в этой локации.

— За написание очередной картины вы беретесь в творческом порыве либо целенаправленно принимаетесь за работу?

— Люблю целенаправленно садиться за работу… в творческом порыве. (Смеется.) Я принимаюсь за написание картины исключительно в хорошем расположении духа. Творчество не терпит негатива и отрицательных эмоций! Признаюсь, могу судорожно схватить в охапку краски и холст и запечатлеть закат солнца, который длится считаные минуты. За это время нужно успеть передать величие цветов и игру бликов. Такие пленэры случаются редко, но эти спонтанные работы — одни из любимых в коллекции. Сейчас пишу пейзаж по этюдам оршанского Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Я точно знаю, что приду домой после трудового дня и начну работать.

— Некоторые художники беспощадно избавляются от своих неудачных работ. Что делаете вы, если картина вас не радует?

— Заметить за собой ошибки — уже успех. Нужно просто исправить их без лишних эмоций. В студенческие годы я писал автопортрет более семи часов. После завершения работы осознал, что использовал очень светлые цвета. Предаваться печали долго было нельзя — краска-то сохнет. Я незамедлительно убрал все мастихином и на следующий день нарисовал заново. Надо выработать иммунитет к неудачам и подходить ко всему с юмором. Признаюсь честно, есть претензии даже к моим лучшим работам. Но я никогда не позволю себе реагировать столь импульсивно, чтобы разорвать холст. К живописи нужно относиться трепетно!

— Есть ли у вас ритуалы, после которых начинаете работу?

— Перед началом творческого процесса точу карандаши, чищу палитры, мою кисти и готовлю холст, не люблю терять на это время в ходе работы. Для вдохновения могу полистать книгу с картинами известных художников.

— Чего хотите достичь в творчестве?

— Планирую пополнить ряды Белорусского союза художников. Увы, для этого наличия красок и холста предательски мало, нужно активно участвовать в республиканских выставках. Также в списке моих целей числится создание собственной мастерской для работы. Иногда мысленно переношусь туда и представляю, в каком месте расположу мольберт и увесистый чемодан с красками. Такие «прогулки» помогают двигаться вперед.



infong@sb.by

Фото из личного архива Василия Чатневцева
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter