Драматический театр Белорусской армии поздравил жителей Дубровно с 75-летием освобождения Беларуси

К землякам на огонек

У фестиваля «Днепровские голоса в Дубровно» — более чем четвертьвековая история, и всякий раз здесь находят чем удивить

Недавно в городе Дубровно Витебской области состоялся уже XXVI Международный фестиваль песни и музыки «Днепровские голоса в Дубровно». В этом году он был приурочен к 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и Году малой родины. Песенные и танцевальные коллективы приехали на Витебщину из ближнего и дальнего зарубежья. В празднике приняли участие таланты из шести стран — Беларуси, России, Латвии, Литвы, Молдовы и Польши. Увидев таланты из дня сегодняшнего, вспомнили и об истории удивительного дубровенского края…



Во время праздника состоялась передача местному краеведческому музею реконструированной «Библии для народа» мастера народного лубка Василия Кореня. Также открылась одноименная выставка, позволяющая познакомиться с уникальным памятником русского православного народного искусства, забытым, к сожалению, на несколько столетий, но обретенным к общей радости вновь.

В последнее время слово «лубок» используется преимущественно в критическом ключе, как синоним простодушия и примитивного искусства. Однако именно души и простого взгляда на предмет порой так недостает современному актуальному искусству. А ведь у лубка можно многому поучиться. Теперь помимо музеев Англии, Италии, Франции, Германии и других стран восстановленное издание есть и на Дубровинщине. Его доставили на историческую родину гравера из Академии народного искусства России.



По словам вице-президента РусКульт-Фонда Виктора Пензина, на воплощение задуманного ушло почти десять лет, это пришлось на период с 1982 по 1991 год. Художники-резчики «Мастерской народной графики» под его руководством восстановили утраченные части, рамки, орнаменты, слова и буквы. Печатные формы были вырезаны в соответствии с техникой Василия Кореня, отпечатаны и раскрашены от руки красителями того типа, которыми пользовались раскрасчики прошлого.

Также Виктор Пензин пообещал создать памятник Василию Кореню и установить его рядом с историко-краеведческим музеем уже к следующему, 27-му, фестивалю. Глядя на этого статного энергичного человека, сомневаться не приходится: так обязательно и случится.

Одним из центральных событий нынешнего фестиваля стал показ на сцене районного Дома культуры спектакля Драматического театра Белорусской армии «Не покидай меня» в режиссуре Марины Дударевой по пьесе ее однофамильца и единомышленника Алексея Дударева. Свободных мест в зале не было. Посмотреть столичный спектакль пришли как местные жители (не каждый день в отдаленный район приезжают сегодня минские коллективы), так и любознательные участники фестиваля. Дополнительную интригу создавал тот факт, что одну из ролей в спектакле — роль Полковника — должен был сыграть сам автор, почетный гражданин Дубровно, уроженец Дубровенского района Алексей Дударев (драматург родился в здешней деревне Клены). И вышел, и сыграл в зале, согретом любовью земляков, близких и дальних родственников. А после, в костюмах, творческая группа возложила венки к военному памятнику, прошел торжественный митинг с минутой молчания. Было видно, что для дубровенцев присутствие на празднике их знаменитого земляка чрезвычайно важно и волнительно.

Есть произведения со счастливой сценической судьбой, среди них — и драматическая баллада «Не покидай меня». Она востребована не только нашими театрами, но и за пределами Беларуси (в свое время спектакли по ней шли в Москве в театре на Таганке и театре на Перовской, в далеком Забайкалье). Полоцкий народный театр «Пилигрим» недавно представил обновленную вторую редакцию спектакля в постановке режиссера и актрисы Веры Киселевой. В Минском областном драматическом театре режиссер Валерий Анисенко показал свою премьерную версию, снова найдя какую-то верную и точную интонацию, отличную от той, что присутствовала в его же постановке в театре имени Я. Коласа в Витебске.



— Увы, не так часто бываю сегодня на своей малой родине, — сказал после спектакля Алексей Дударев. — Когда играешь перед земляками, перед родными людьми, то как-то по-особому чувствуешь зрительный зал. Наверное, давно мы с коллегами так не волновались. Ни на одном фестивале. Потому что для нас это самый настоящий экзамен на убедительность и художественную правду. Но мы как-то сразу ощутили сцену, согретую человеческим теплом и человеческой энергией. Военная тема нашего спектакля близка каждому сидящему в зале, потому что нет в Беларуси семьи, которой не коснулась бы эта трагедия. В год 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков она звучит вдвойне острее и трагичнее, потому что военных конфликтов по-прежнему много, зло в человеке по-прежнему неистребимо. Мы в нашем спектакле говорим о той цене, которую пришлось заплатить белорусам за нынешнее благополучие.

…Спектакль театра армии — призер многих международных фестивалей, он и сегодня смотрится живо и увлекательно: меняются актерские составы, приходят новые героини, но драматическую планку история не снижает.



ФАКТЫ

Мастер Василий Корень был белорусом из города Дубровно Витебской области, переселившимся в Россию в 1661 году, а с 1671-го стал жителем московской Мещанской слободы. Он прибыл в Россию совсем молодым и именно здесь сложился как мастер гравирования. Темой графической серии «Библии» является «Сотворение мира». В основе народного идеала гармонически устроенного мира — одно из наиболее фундаментальных представлений человеческой культуры. Корень хорошо знал многочисленные европейские и украинские лицевые книги XV—XVII веков: «Апокалипсис» Дюрера, Библию Пискатора, а также, возможно, Библию Илии и «Апокалипсис» Прокопия, оттиски с досок которых были сделаны именно в это время (1649—1662 гг.).


Фото представлены  театром армии и с сайта dubrovno.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter