Дорожные проблемы: нынешние темпы качество не спасут

К ямочному ремонту претензии есть?

Жалобы на плохое состояние дорог звучат почти на каждой прямой линии и личном приеме у руководства Витебской области

С начала года в облисполком поступило около 90 таких обращений. И хотя названное количество ниже прошлогоднего, нарекания на плохие дороги в регионе более чем актуальны.

Быстро решить поднятую очередным заявителем проблему удается лишь в том случае, если указанная им трасса уже стоит в графике ремонта. Если нет — вопрос берут на контроль. В зависимости от ситуации, технических, а главное — финансовых возможностей, пытаются ускорить ремонтные работы. Но, к сожалению, это не всегда получается.

Один из крупнейших объектов последних лет — реконструкция трассы по смоленскому направлению, позволившая значительно снизить аварийность.

СЕГОДНЯ на обслуживании РУП «Витебскавтодор» около трех тысяч километров трасс республиканского значения. И в отношении 97 процентов из них нормативные сроки проведения ремонтов уже просрочены. Главный инженер предприятия Александр Рымашевский называет цифры:

— С начала года текущий ремонт провели в отношении 115 километров дорог (в 2018-м — 122). Сейчас завершаем работы на трасе М1 — это еще около 50 километров выборочных участков, пришедших в негодность за последние годы. Резкого рывка вперед, к сожалению, сделать не удалось. По сравнению с прошлым годом дали плюс всего в 40 с небольшим километров. Хотя вместо прежних 14 миллионов рублей использовали 32,6 миллиона. Кстати, ремонт автобана в минском направлении финансировался через Банк развития Республики Беларусь. Почему денег значительно больше, а километров — не намного? Дорожают материалы, топливо, другие ресурсы. Да и ремонт ремонту рознь — в зависимости от состояния трассы и ее популярности используются разные технологии.

Александр Леонидович констатирует: ситуация с дорогами в Витебской области неординарная. Каждый второй-третий километр имеет ограничение по нагрузке на ось — не более 6 тонн. Это вызвано именно плохим состоянием дорог, удельный вес которых в сравнении с другими регионами страны самый большой.

— Независимые эксперты провели обследование трасс, состоящих у нас на балансе, — рассказывает Александр Рымашевский. — По их заключению в этом году мы должны были на 755 километрах провести текущий ремонт, а на 426 — капитальный. Знаете, сколько удалось отремонтировать капитально? Всего 13 километров. Зато ямочный ремонт провели на 195 тысячах квадратных метров — самый высокий показатель среди областных автодоров страны. Но, как вы сами понимаете, это вовсе не панацея в лечении застаревшей «болезни», а лишь промежуточные меры…


ЧТО ж, попробуем примерно просчитать, сколько времени понадобится дорожникам при таких темпах на приведение трасс в порядок. Итак, получается, что только для того, чтобы выполнить рекомендации независимых экспертов и капитально отремонтировать указанные ими на этот год участки, при нынешнем финансировании и темпах понадобится как минимум… 30 лет! Сколько дорог за это время вновь придут в негодность?

Замкнутый круг... А в соцсетях пользователи по-прежнему продолжают выкладывать фото «полос с препятствием», которые вынуждены ежедневно преодолевать. И речь идет не только о магистралях республиканского значения, но и местных дорогах, отдельно взятых улицах и проездах. В межсезонье иногда бывает сложно подъехать как к отдаленным деревням и дачным поселкам, так и пригородным населенным пунктам. Красноречивые снимки с разбитым асфальтом, колдобинами и выбоинами обычно подписывают возмущенными риторическими вопросами: за что, мол, автовладельцы платят дорожный сбор?

Да, не секрет, что иногда на районных уровнях, пытаясь угодить очередному жалобщику, принимают решение об использовании средств дорожного фонда (согласно закону, эти деньги должны направляться исключительно на ремонт улиц, являющихся продолжением республиканских или местных автодорог) не по назначению. Ремонтируют дворовые территории, отдельные переулки. Такие факты выявлены Комитетом государственного контроля Витебской области в некоторых районах. Но это небольшие суммы, честно говоря, никакой «погоды в доме» они не делают. Проблема требует комплексного и масштабного решения.

Два года назад в Беларуси утверждена Госпрограмма по развитию и содержанию автомобильных дорог. Она рассчитана до 2020 года. Ее цель — повысить качество жизни населения за счет совершенствования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования. На реализацию программы требуются очень большие деньги. Поэтому предусмотрена возможность ежегодной корректировки объемов финансирования с учетом возможностей республиканского и местных бюджетов, а также привлечения других источников. Увы, как мы видим, последнее предложение на местных уровнях пока не совсем популярно...

Благодаря строительству моста и транспортной развязки у поселка Руба проездная способность магистральной дороги международного уровня увеличилась на этом участке вдвое.

Специалисты «Витебскавтодора» утверждают: при надлежащем финансировании людских, технических и сырьевых ресурсов вполне хватило бы на то, чтобы ежегодно ремонтировать по 400 километров магистралей. Плюс мощности можно было бы и нарастить, ведь известно, что те же заводы по производству асфальтобетонной смеси загружены далеко не полностью.

КОММЕНТАРИЙ

Вадим Волович, начальник управления КГК Витебской области:


— К сожалению, не лучше ситуация в Витебской области и с автомобильными дорогами местного значения. Из 15 тысяч километров почти 14,6 тысячи (97 процентов) капитально не ремонтировали более 17 лет. За последние шесть лет капитально отремонтированы лишь около ста километров. А свыше 11 тысяч километров местных дорог более 17 лет не видели даже текущего ремонта…

begunova@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter