Масленая неделя стартует 4 марта

К теще – на блины, в храм – за прощением

Очень скоро, в предстоящий понедельник, в Беларуси начнется один из самых веселых и ярких праздников в календаре славян. Главные приметы — игры, песни, танцы, смех и спортивные состязания. В разных регионах Беларуси у него свое название: Масленка, Сырница, Сырная седмица. К этому дню коровы успевали отелиться, поэтому на столах было изобилие молочных продуктов. Обязательный атрибут — блины, которые нужно есть каждый день этой недели.



Конкретной даты у Масленицы нет, ее начинают отмечать за восемь недель до Пасхи, а длится гулянье семь дней. Согласно одной из версий, предки так почитали бога Велеса — покровителя домашних животных. Мясо в любом виде под запретом, поэтому у Масленой недели есть еще одно название — Мясопустная.

Опять же, традиции в Беларуси почитают по-разному. В старину каждый день был особенным: где-то в первый пекли блины дома, на второй к друзьям ходили, на третий — к теще. Отсюда и пошло выражение «к теще на блины». Там, где праздновать начинали с четверга, «тещиным днем» считалась пятница. Вообще, понедельник называли «встречей». Катались на санках с горки. Чем дальше проедешь и чем громче смех, тем лучше урожай. Еще раскачивались на качелях, выше — значит, и растения пойдут в рост. Вторник считался «заигрышем», когда начинались игры, за которые угощали блинами. Среда — «лакомка», от угощений ломился стол. Четверг нарекли «разгуляем». Чтобы прогнать зиму, катались на лошадях по часовой стрелке, «по солнышку», вокруг деревни. Пятница считалась тещиной, а зять — главным гостем в доме. В субботу навещали всех родственников. Завершающий день — Прощеное воскресенье, когда просили прощения у всех, кому причинили обиду. После устраивали песни и пляски, провожая Масленицу. Тогда же сжигали чучело — олицетворение зла.

Ирина Вербицкая, Кличевский район: «Моя бабушка Серафима рассказывала, как в ее деревне на Брестчине молодые хлопцы, которые долго не могли жениться, на Масленицу «таскали колоды». Был такой обряд: привязывали к ноге деревянную чурку, ходили по улице, заглядывали в дома, где жили незамужние девчата, и требовали угощения. Если не хотели таскать колоду, сами должны были откупаться деньгами или вкусностями. Не дай бог, парень проходил мимо дома девушки, это считалось неуважением...»

Мария Пархимович родом из Лиозненского района: «Росла в деревне Горы, к сожалению, ее уже на карте нет, но остались воспоминания из далекого детства. У нас молодежь устраивала переодевания и ходила по домам. Просто вваливалась со смехом, а хозяева блинами угощали. Тех, кто встречался на улице, кроме стариков и больных людей, валили в сугробы и натирали снегом нос и щеки. Не помню, чтобы кто-то обижался, ведь все с шутками было, да и мы старались никого не обидеть. А еще собирали по хатам тряпье и ладили чучело, которое потом сжигали. Как-то соседский парень захотел провезти его по деревне, так чуть волосы себе не сжег, мы вовремя пламя загасили».

Наталья Котовец, Бобруйск: «Я больше запомнила Прощеное воскресенье.  Мои родители жили в Ломыше Хойникского района. Дед по материнской линии был старовером. Утром садился под иконами, молился и просил прощения у всех, включая умерших. Потом мы просили у него, а он у нас. После бабушка приглашала за стол. У нее блины были пышные, как одеяло, до сих пор помню их вкус».


Фото Ивана ЛЕОНЧИКА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter