Помощь для неотложки: в стране 45 процентов парка «скорых» старше 5 лет

К «скорой» спешат на помощь

Пожар, ДТП, взрыв или утопление – ни одно чрезвычайное происшествие не обходится без вызова скорой помощи. Равно как и инфаркты, переломы рук и ног, мигрени и тысячи других поводов позвонить в 103. Насколько быстро врачи прибудут к месту события, зависит не только от профессионализма водителя, но и от состояния санитарной машины. Сегодня по просторам страны курсирует более 1100 «скорых». Это машины, созданные на базе авто ведущих европейских производителей, а также «Газели» и УАЗы. Все зависит от рельефа региона и, разумеется, от средств местного бюджета. Корреспондент «Р» узнавала, как сегодня выглядит автопарк «скорых» и насколько хорошо оснащены им наши регионы.

Считается, что срок эксплуатации стандартной «скорой» не должен превышать пять лет

Контрольная закупка


Итак, что касается срока эксплуатации автомобилей скорой медицинской помощи, здесь все просто. Для учета они условно разделяются на три группы: со сроком использования до трех лет, от трех до пяти и, соответственно, больше пяти лет. Считается, что срок эксплуатации стандартной «скорой» не должен превышать пять лет. Однако зачастую при качественном обслуживании машины ведущего европейского производителя могут прослужить и больше — от пяти до десяти лет. Дальше — сложнее. Амортизация сказывается…

Сегодня в стране еще есть несколько автомобилей, которые находятся в эксплуатации почти десять лет, однако их очень мало. В Минске таких и вовсе не встретишь. Вообще, 32 процента «скорых» в стране имеют возраст до трех лет, 23 процента — от трех до пяти, а 45 процентов санитарных машин старше пяти лет.


Глобальная массовая закупка автомобилей скорой медицинской помощи продолжалась с 2016 года по трехлетней программе. До этого санитарный парк обновлялся лишь за счет прибыли самых разных автопредприятий и за средства местного бюджета. Сейчас же ежегодно выделяются бюджетные средства  из расчета 100 тысяч рублей на автомобиль. Кстати, за три года стоимость одной машины ни разу не превысила эту сумму.

— За последние три года мы приобрели 138 машин скорой медицинской помощи для Минска. Сегодня здесь всего 17 процентов «скорых» имеют срок эксплуатации старше пяти лет, — дает характеристику столичному парку главный внештатный специалист по скорой медицинской помощи Минздрава, главный врач Минской городской станции скорой медицинской помощи Александр Жинко. — Весь парк машин представлен автомобилями ведущих европейских производителей — Peugeot, Renault, Citroen,Volkswagen и другими.

Фельдшеры признаются, что со временем машины стали только лучше – хорошо оснащены, в каждой имеется кондиционер… 

Александр Евгеньевич признается: в начале 1990-х годов, когда он только начинал работать, в большинстве случаев бригады выезжали на РАФах, «Москвичах» да «Волгах». В конце 1990-х появилась первая «Газель», а затем и иномарки европейского производства как единичные случаи гуманитарной помощи. Массовое приобретение машин европейских производителей началось после 2011 года. Самые первые были закуплены в Минске в 2008 году, они ездят до сих пор. «Газели» из минского парка «скорых» исчезли с приобретением последних машин.
Без дефибриллятора не обходится ни одна бригада скорой медицинской помощи

Ближе к  начинке


Вообще, вне зависимости от марки машины и срока ее эксплуатации, принцип оснащения «скорых» одинаковый. В первую очередь, специалистов волнует наличие внутри двух каталок. Одна из них обычная, а вторая — с возможностью спуска по лестнице и грузоподъемностью до 180 килограммов. Чтобы вы имели представление:  при помощи такой каталки один щупленький фельдшер сможет спустить с пятого этажа приличного тяжеловеса. Все остальное оборудование автомобиля подбирается в зависимости от бригады.

Для доставки на место происшествия реанима-ционных бригад используются авто класса С — реанимобили

— Реанимационные бригады выезжают на самые серьезные случаи — утопления, отравления, ДТП, повешения. Для доставки специалистов используются несколько машин класса С — реанимобили. Все остальные авто в нашем парке относятся к классу B и доставляют на место происшествия общепрофильные бригады и бригады интенсивной терапии, — рассказывает о классах «скорых» исполняющая обязанности старшего фельдшера 9-й подстанции Минской городской станции скорой медицинской помощи Диана Лазар. — Автомобилей класса А у нас нет, так как они используются только для транспортировки пациентов и не оснащены специализированным оборудованием. Стандартная машина скорой помощи, в свою очередь, оборудована аппаратом искусственной вентиляции легких, дефибриллятором и ЭКГ-аппаратом, который позволяет дистанционно передавать электрокардиограмму на пост врача-консультанта.

В целом, принцип оснащения «скорых» одинаков. Больше всего медиков волнует наличие внутри двух каталок

Екатерина Андрушкевич работает фельдшером около десяти лет. Она уверена: со временем машины стали только лучше — хорошо оснащены и более комфортны как для пациентов, так и для медперсонала. Специалист вспоминает, что еще пару лет назад, когда бригада отправлялась на вызовы летом, в «Газели» было невыносимо жарко. Сейчас же все автомобили оснащены кондиционерами.

Автомобиль про  запас


Александр ЖИНКО
— По сути, автомобилей скорой медицинской помощи в стране достаточно как в Минске, так и в регионах. По статистике, наибольший удельный вес авто со сроком эксплуатации свыше пяти лет в Витебской области — 75 процентов. Все потому, что последняя массовая закупка здесь производилась в 2013 году, а значит, в этом году они устарели. В перспективе, конечно, они поменяются на более новые авто, — комментирует ситуацию по стране Александр Жинко.  

Конечно, есть еще  регионы, в которых доехать до отдаленных деревень остается проблемой. В таких случаях, как правило, для прибытия на место используют авто с повышенной проходимостью — где-то УАЗы, а где-то и «Газели». В больших городах оправдано использование иномарок европейского производства.

— В стране нет ни одного района, где имеется только один автомобиль скорой медпомощи, минимум два, — утверждает Александр Евгеньевич. — Вообще, чтобы «скорые» находились в нормальном техническом состоянии, необходимо ежегодно обновлять по 20 процентов автопарка. В Минске и крупных городах этот принцип соблюдается. Также для замены в случае непредвиденной поломки постоянно есть в резерве несколько машин. К примеру, сегодня в Минске работает 161 фельдшерская бригада, а автомобилей нам выделили 165, то есть 4 машины остались в резерве.


Стандартная машина скорой помощи оборудована аппаратом ИВЛ, дефибрилля-тором и ЭКГ-аппаратом, который дистанционно передает электрокардиограмму на пост врача-консультанта
Фото Антонины Хотенко
ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван БУНЧУК, главный инженер автопредприятия КУП «Минсксанавтотранс»:

— Наше предприятие обслуживает санитарный транспорт всех учреждений здравоохранения Минска. У нас все автомобили скорой медицинской помощи, по большому счету, изготавливаются белорусскими производителями на базе машин ведущих европейских производителей. То есть внешняя оболочка берется зарубежная, а внутреннее наполнение и комплектация зависят, в первую очередь, от предпочтения наших врачей. Мы вместе составляем техническое задание на те параметры и оснащение, которыми должна обладать санитарная машина, чтобы в ней комфортно себя чувствовали и специалисты, и пациенты. По итогу автомобиль имеет белорусский паспорт транспортного средства и вин-код.

Что касается поломок, иномарки более качественные и ломаются реже, как следствие, требуют меньше затрат. Они могут прослужить до десяти лет.

veronulas@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter