К Репину, в Здравнево!

Неизвестные страницы жизни великого русского художника Вспоминаю 1985 год. Витебск. Аркадий Подлипский собирает группу энтузиастов, чтобы съездить в Здравнево, на бывшую дачу Ильи Репина. Правда, деревни этой давно нет. И репинского дома тоже нет. Но мы едем. Чтобы увидеть тот самый крутой берег Западной Двины, с которого любовался закатами и восходами живописец. Утопая в зеленых зарослях, ищем остатки фундамента дома. Находим лишь уцелевший склеп и кусты сирени. Хочется кричать: «Ау!» – так пустынно и одиноко вокруг.

Прошло немного времени, и в Здравневе появился удивительный по форме дом-корабль, точь-в-точь такой стоял тут в конце ХІХ века. Своим возрождением усадьба обязана тогдашнему руководству Витебской области и города и производственному объединению «Доломит», которое ведет неподалеку добычу ценной доломитовой щепы.
«Край теплый, народ разнообразный…»
В 1891 году после успеха своей первой персональной выставки в Российской академии художеств в Петербурге Илья Репин получил хороший гонорар. Его «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану» понравились самому царю Александру ІІІ, и картина была продана за 35 тысяч рублей. Теперь Илья Ефимович мог осуществить свою заветную мечту – приобрести имение на берегу красивой реки подальше от столицы. Существует версия, будто в Ясной Поляне у Толстого художник услышал от Степана Берса, брата Софьи Андреевны, что в нескольких верстах от Витебска продается небольшой хутор. Вскоре Репин приехал в Витебск, и сделка была оформлена: 75 гектаров плодородной земли, 45 гектаров елового леса, 40 голов скота, 4 лошади, сад и одноэтажный деревянный дом перешли в его собственность. Репин написал тогда художнику В.Серову: «Только что вернулся из-под Витебска, где я купил, наконец, себе именьице… Край теплый, народ разнообразный…» Имелось в виду, что проживали на этих землях и белорусы, и литовцы, и латыши, и евреи.
Вместе с отцом в Здравнево отправились его дочери Вера и Надя, а также 88-летний отец Репина – Ефим Васильевич. Живописные витебские места вдохновили художника на создание новых полотен, и первый дачный сезон в Здравневе был необычайно плодотворным. «Лес напротив, за рекой; зелень – как на лубочных картинках, – делится Репин своими впечатлениями в письмах друзьям, – кругом озими начинают принимать серебристый оттенок. В лесу соловьи заливаются, им вторят прочие птицы…»   
Белорус
Годы, когда Репин приобрел имение под Витебском, были сложными для мастера. Он то сходился, то расходился с передвижниками, много размышлял о смысле искусства. Приверженец острых социальных тем («Бурлаки на Волге», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года»), художник хотел выйти за рамки строгого передвижничества. Поэтому в деревне окунулся в поиск нового стиля. Теперь искусствоведы определяют его как ретросимволизм. Он писал, например, забавную сценку «Барышня на прогулке среди стада коров», портреты членов семьи и знакомых крестьян. Не чуждался тяжелого физического труда и поэтому легко сходился с местными жителями. Вместе приводили в порядок лес, укрепляли берег своенравной Западной Двины.
Уже в первый дачный сезон в Здравневе художник пишет четыре известные картины: портреты дочерей Веры и Нади – «Осенний букет» и «Охотник» (Надя любила рядиться в мужские платья и ходить с крестьянами на охоту), «На Западной Двине. Восход солнца» и «Белорус». История последней работы удивительна.
В соседней деревне Сахарово в семье бедных крестьян Шавровых рос слепой мальчик Сидор (в раннем детстве мать смазала нарыв на его лице настоем на «живом серебре» (ртути), и мальчонка ослеп от ядовитых паров). Но через десяток лет зрение к парню вернулось. Репин, узнав об этом, попросил его позировать. Так на полотне мастера появился улыбающийся юноша в подпоясанном кафтане с открытым умным взглядом. Критики писали: Репин открыл нового белоруса, не забитого тяжелым подневольным трудом, а добродушного, сильного молодого человека – земледельца и мечтателя.
Раскулачивание
В 80-е годы ХХ века витебские музейщики собрали некоторые материалы о здравневском периоде Репина и его семьи.
– Здравнево долгое время оставалось в тени, о нем практически нигде не вспоминали, – рассказывает заместитель директора Витебского областного краеведческого музея Валерий Шишанов. – Центром репинских исследований были в основном Пенаты у границы с Финляндией. Оказалось, что витебские архивы тоже хранили немало свидетельств – о здравневской школе, послереволюционном периоде семьи младшей дочери Татьяны Ильиничны, которая до 1930 года оставалась под Витебском, некоторые автографы, фото внучки Репина.
То, что на хуторе живет семья известного художника Репина, все знали. Однако советские власти все равно внесли ее в списки на выселение как семью помещика. С каждой новой волной репрессий, которые периодически возникали  в 1918-м,  в 1925-м, 1929 годах, семья Татьяны Ильиничны пыталась защищаться. Но в 1930 году они все же вынуждены были продать некоторые картины Репина, получить паспорта и выехать в Финляндию.
В Витебском областном архиве историки нашли документы по раскулачиванию. Были обнаружены и ранее неизвестные фотографии: Репин в своей мастерской в Здравневе, его сад, дом. Долго не могли найти репинский автограф. В конце концов письмо с автографом знаменитого мастера было найдено в Минске.
Питерцы помнят, что в 1918 году дочь художника Татьяна с дочерью из голодного Петрограда переехала сюда на постоянное местожительство. Занималась педагогической работой, открыв начальную школу, которая просуществовала 13 лет. Семья жила скромно, среди мемориальных предметов в музее хранятся два прикроватных коврика, ажурная салфетка и фрагмент курительной трубки.
Воспоминания внучки художника Татьяны Николаевны Дьяконовой легли в основу создания музея. В Здравневе у Дьяконовых-Репиных родились четверо детей.
«Витебские  пенаты»
Ежегодно музей-усадьбу И.Е. Репина в Здравневе посещают до 10 тысяч человек. Здесь проводятся международные пленэры имени И.Репина для юных художников. Совместно с Витебским училищем искусств музей-усадьба организует народные гулянья: масленицу, коляды. Директор музея Алексей Сухоруков убежден, что музеям усадебного типа необходимо привлекать посетителей не только интересной экспозицией, но и познавательными турами по окрестностям. Например, можно было бы заезжать на слободское кладбище (ныне это поселок Верховье), где похоронен отец художника. К сожалению, могила не сохранилась, но при участии Витебского епархиального управления православной церкви в старинной части этого кладбища три года назад установлены в память о Ефиме Васильевиче Репине каменная плита и дубовый крест.
Более 60 работ созданы художником в Здравневе. Многие из них украшают лучшие музеи Европы и частные коллекции. Например, за портрет семьи, проданный за границу в 1905 году, на аукционах дают более миллиона долларов.  В самом  Витебске остались лишь две акварели – «Запорожец» и «Лошадка», эскиз к картине «Искушение Христа», около десятка рисунков.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter