«К приему готов, костры жгу 75 ночей, прошу груз»

Малоизвестные страницы из истории создания и деятельности партизанских аэродромов.
В ОТЧЕТЕ за первый квартал 1944 года начальника оперативного отдела представительства БШПД при 1-м Прибалтийском фронте говорится, что в распоряжение командования Ушачской партизанской зоны за три месяца было сброшено в общей сложности 114,7 тонны грузов. В том числе 203 винтовки, 147 автоматов, около 3 миллионов патронов, 13,6 тонны тола, 6790 гранат, 14 раций, более тонны медикаментов и другого имущества.

samolet.jpg


Надо отдать должное летчикам, которые в тяжелейших условиях совершали рейсы в тыл противника. Как правило, летали ночью, когда требовались особое мастерство в ориентации, маневренности в случае зенитного обстрела и умелой посадки на плохо приспособленных для приема самолетов площадках. Особенно тяжело было посадить машину в весеннюю распутицу.

Несмотря на официальную статистику о доставке авиацией партизанам большого количества грузов, документы Национального архива Республики Беларусь свидетельствуют о недостаточной организованности в этом вопросе со стороны Белорусского штаба партизанского движения и командования гражданской и военной авиации. На обеспечении сказывались личные связи, знакомства и, что невероятно, даже взятки. В результате грузы между партизанскими бригадами распределялись неравномерно: одни соединения регулярно принимали самолеты или парашюты с грузами, командование других отчаянно умоляло помочь боеприпасами, но натыкалось на глухое молчание. Вот только несколько характерных примеров.

На третий день после начала первого этапа «рельсовой войны» 5 августа 1943 года командир 1-й Минской партизанской бригады Е. А. Иванов направляет на имя секретаря ЦК КП(б)Б Пантелеймона Пономаренко письмо следующего содержания: «…За период своего существования (с 31 августа 1942 г. — Прим. авт.) — бригада получила поддержку во взрывчатых веществах только два раза. Август месяц начинаю с полным отсутствием тола. Положение серьезное. Мои просьбы в радиограммах на Ваше имя безрезультатны. Соседние бригады в течение июня-июля получили 24 самолета с грузами. Почему такая несправедливость в помощи нашей бригаде?»

1 августа 1943 года командир партизанской бригады «За Родину» им. А. К. Флегонтова Минской области радирует тому же начальнику ЦШПД: «Филипских (командир бригады «Пламя». — Прим. авт.) — на свою площадку получил 4 самолета-груза. Все автоматы, винтовки, боеприпасы, тол забрал себе, нам ничего не дал. Прошу принять меры». На шифровке радиограммы имеется резолюция Пономаренко: «Тов. Калинину (начальник БШПД. — Прим. авт.). Разберитесь. И надо наказать Филипских за это».

О СВОЕМ бедственном положении сообщает в БШПД командир бригады им. Н. Ф. Гастелло бывшей Вилейской области В. А. Манохин: «К приему готов, жгу костры, прошу груз. Самолеты летят во все адреса, кроме моего. Костры жгу общей численностью 75 ночей».

Обидой и отчаянием наполнено письмо командира партизанской бригады имени Н. А. Щорса Минской области Н. Л. Дербана, адресованное начальнику оперативного отдела БШПД А. И. Брюханову: «Два года прошу помощи в оружии и боеприпасах для оживления боевой деятельности бригады. Однако никто этим вопросом не занимается. Бригада существует и действует только за счет трофеев, добытых в боях, в то время как другие бригады неоднократно получали и сейчас получают грузы… Бойцы и командиры, получившие в боях тяжелые ранения, до сих пор не эвакуированы. Медикаментов нет. Поступающие разведданные о противнике передать не могу из-за отсутствия рации…»

16 июня 1943 года командир Пинского партизанского соединения в радиограмме в БШПД также просит экстренной помощи: «Противник продвигается, истребляет на пути все население, деревни сжигает. Помогите боеприпасами». На этот раз на шифровке радиограммы резолюция Пономаренко: «Тов. Калинину. Надо оказать помощь».

А вот как отреагировал П. К. Пономаренко на радиограмму командования Северо-западной группы Ленинградского штаба партизанского движения с просьбой наряду с боеприпасами и продовольствием доставить обувь: «Немцев убивать надо. А они в сапогах».
Такие радиограммы и письма поступали в ЦК КП(б)Б, ЦШПД и БШПД ежедневно со всех областей Белоруссии.

С ЛЕТА 1943 года наблюдался большой приток местного населения в партизанские отряды. Это, естественно, потребовало большого количества вооружения и боеприпасов. А их как раз и не хватало. Между тем в тыл противника продолжали забрасывать спецгруппы по линии БШПД, НКГБ, разведуправлений и др. Все они, как правило, базировались при уже действующих партизанских формированиях.

Характерным в этом отношении является письмо в БШПД секретаря Дивинского подпольного райкома, члена Брестского обкома КП(б)Б Александры Ивановны Федосюк, датированное 16 января 1944 года: «Партизанские отряды Брестской области выросли в крупное народное движение борьбы с немецкими захватчиками… На сегодняшний день вопрос кадров не стоит так остро, как это было первоначально. Сегодня у нас стоит самым острым вопросом отсутствие патронов и взрывчатки. Люди чуть не плачут от досады, когда из-за отсутствия патронов приходится выходить из боя отступлением… После долгого ожидания 13 января 1944 года к ним прибыли самолеты и выгрузили людей…

Тов. Калинин! Если нет боеприпасов в отряде и отряд вынужден отсиживаться в лесу, то и люди, которые прибывают из Москвы, тоже сидят в бездействии…»

Об этом же пишет и упомянутый выше комбриг В. А. Манохин: «Считаю, уместным посоветовать: людей в больших количествах сюда из-за линии фронта забрасывать, направлять нет смысла. Пусть лучше идут в армию. Людей здесь достаточно, помогайте лучше оружием, а способных воевать, но не имеющих винтовок — много».

О НЕРАВНОМЕРНОСТИ поставок грузов можно убедиться, ознакомившись с итоговыми отчетами партизанских бригад, в которых имеется специальный раздел «Помощь Большой земли». К примеру, бригада «Разгром» Минской области за весь период своей деятельности получила 17 противотанковых ружей, 22 ручных пулемета, 70 автоматов, 181 винтовку, 37 пистолетов, 111 тысяч винтовочных патронов, 72 тысячи автоматных, 900 килограммов тола, 420 мин, 547 гранат, большое количество медикаментов и т. д. И в то же время партизанская бригада им. Я. М. Свердлова Брестской области численностью около тысячи человек — только 7 ручных пулеметов, 2 автомата, 15 винтовок, 100 килограммов тола, 10 тысяч патронов и 30 гранат.

Одной из причин неравномерной доставки грузов с Большой земли являлось расстояние от аэродрома до места дислокации партизанских бригад. Не каждый самолет мог без дозаправки слетать, скажем, из Внуковского аэродрома в Полесскую или Брестскую области, сбросить груз и вернуться обратно. В этом отношении больше «везло» бригадам Витебской области.
 
Имели место случаи «вольности» и со стороны летного состава. 9 августа 1943 года командир бригады им. В. И. Ленина бывшей Пинской области В. А. Васильев обратился к начальнику БШПД с просьбой навести порядок в отправке на самолетах людей в Москву: «Командиры экипажей нас принимать не хотят, берут в самолет людей, не требующих перевоза. Во время отправки покупают поездку за что хотят».

Представитель БШПД И. Н. Кривошеев в донесении секретарю ЦК КП(б)Б Г. Б. Эйдинову сообщал о фактах безответственного отношения  командира  19-го авиаотряда С. Ф. Сараева к выполнению планов доставки грузов партизанам: «Самолеты выходят в рейс, когда захочет Сараев и когда летный состав свободен от личных занятий. Нагружают самолеты таким количеством грузов, какое захочет Сараев или летчик, ведущий машину».

Руководство республики в свою очередь неоднократно ставило перед командованием Военно-Воздушных Сил Красной Армии вопрос увеличения грузоперевозок.

Так, 30 июля 1943 года начальник БШПД П. З. Калинин направил письмо на имя командира корпуса авиации дальнего действия, в котором отмечается, что из 126 запланированных  самолетовылетов соединением произведено только 17.

В январе 1944 года заместитель начальника БШПД И. П. Ганенко в письме заместителю командующего ВВС генерал-полковнику Ф. А. Астахову также излагает необходимость усиления работы по доставке грузов, а 9 марта 1944 года руководство республики обращается к командующему авиацией дальнего действия маршалу авиации Александру Голованову с просьбой выделить для работы на партизан Белоруссии три  самолета.

НЕСМОТРЯ на все перипетии в организации перевозок, нельзя недооценивать вклад военно-транспортной авиации в боевую деятельность партизан. Пусть не все бригады обеспечивались вооружением сполна, но и то, что они получали, позволяло им наносить ощутимые удары по врагу.

За отвагу и мужество летного и технического состава, обеспечивавшего доставку грузов партизанам, многие из них награждены орденами и медалями, семь летчиков удостоены звания Героя Советского Союза. Сейчас на местах многих бывших партизанских аэродромов установлены памятники и памятные знаки.


За время немецкой оккупации Белоруссии советские авиаторы осуществили около 6 тысяч самолетовылетов в тыл немцев, доставили 2403 тонны различных грузов, перевезли с Большой земли 2626 человек и вывезли из партизанских зон около 9 тысяч человек. К примеру, только в одну ночь на 8 июля 1943 года с аэродрома Старая Торопа, что находился в бывшей Калининской области, было сделано 7 самолетовылетов и доставлено 3-й Белорусской бригаде 25 винтовок, 8800 патронов, 150 килограммов тола, 25 килограммов соли; Россонской бригаде им. И. В. Сталина — 21600 винтовочных патронов, 280 патронов для ПТР, мешок с медикаментами; Чашникской бригаде «Дубова» — 14246 патронов для винтовок, 100 патронов для ПТР, 150 килограммов тола; партизанской бригаде имени С. М. Короткина — 22087 винтовочных патронов, 200 патронов для ПТР, мешок медикаментов.

Геннадий БАРКУН, историк

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter