Торговые компании, которые не заботятся о своих покупателях и их эмоциях в момент посещения магазина, обречены на потерю продаж. Однако выявить скрытые проблемы в работе обслуживающего персонала не так и просто: отзывы реальных покупателей зачастую не дают объективной картины работы магазина, а руководство не может в полной мере оценить сервис, потому что к его приезду готовятся. Здесь не обойтись без взгляда со стороны. Например, тайного покупателя – человека, который под видом настоящего клиента оценивает работу торговой точки. «Знаменка» разобралась в специфике этой профессии и выяснила, как услуги тайных покупателей помогают обнажить проблемы в сервисе.
– По своей основной профессии работаю в маркетинговой компании. На вакансию тайного покупателя случайно наткнулась в сети несколько лет назад. Рассудила: раз уж все равно хожу в продуктовые магазины за покупками, так почему бы не делать это с пользой для кошелька. И откликнулась.
Вероника открывает специальное приложение на смартфоне: в нем можно посмотреть доступные для посещения объекты и выбрать то, что интересно тебе или удобно расположено к твоему месту нахождения:
– Скажем, я живу в пригороде Минска, поэтому в магазины за покупками приезжаю в микрорайон, который ближе всего расположен, – Уручье. Прямо сейчас здесь доступен для посещения один сетевой гипермаркет – туда и направимся.
По пути Вероника рассказывает, что оплата за труд тайного покупателя сдельная – он получает фиксированную сумму за проверенную точку. Какой-то конкретной нормы или плана нет (в этом, кстати, заключается одно из преимуществ такой подработки: каждый сам определяет для себя уровень нагрузки и формирует персональный рабочий график). Зато есть координатор проекта, с которым тайный покупатель постоянно находится на связи: зная, что интересно именно Веронике, он может сообщать в мессенджер варианты с учетом ее предпочтений. К примеру, понадобилось заменить масло в авто – взялась исполнить заявку на СТО: и свой вопрос решила, и поработала – чем не выгода?
Прежде чем направиться в гипермаркет, Вероника внимательно изучает детальную инструкцию, которая прилагается к заданию. Кроме стандартных пунктов (оценить внешний вид прилавков, витрин и касс, внешний вид и поведение персонала, проверить соответствие цены и товара), в ней указано, на что нужно обратить особое внимание. В нашем случае – это наличие товаров собственной торговой марки сети (их перечень прилагается). Кроме того, в плане – три консультации (в инфоцентре, отделе пекарни и кулинарии) и одна покупка в отделе кулинарии, знакомит меня с инструкцией Вероника:
– Невыполнение какого-либо пункта из этого технического задания повлечет за собой аннулирование анкеты, а значит, визит не засчитают и не оплатят.
Свою ревизию Вероника начинает с того, что делает фотоснимок фасада здания гипермаркета и включает диктофон: фото- и аудиофайлы являются документальным подтверждением того, что она действительно побывала на объекте. Аудиозаписью можно воспользоваться и при заполнении анкеты, если понадобится вспомнить и указать какие-то точные сведения (имена, названия марок).
Первым делом направляемся в инфоцентр: по легенде, Вероника должна расспросить специалиста о карте клиента или подарочных сертификатах. Консультант приветливо предлагает свои услуги и рассказывает об имеющихся в наличии сертификатах. Первые впечатления довольно приятные.
– Запомнила имя специалиста, с которым общались? – интересуется Вероника. В ответ лишь недоумевающе развожу руками: на бейдж даже не взглянула. Если бы взаправду работала тайным покупателем, это можно было бы счесть за промах.
– Не расстраивайся: привычка быть наблюдательной и обращать внимание на имена персонала приходит со временем, – объясняет моя компаньонка.
– А каких еще личных качеств требует такая работа? – спрашиваю.
– В первую очередь коммуникабельности, отсутствия стеснения и страха выполнять поставленное задание. Обладать актерским талантом вовсе не обязательно, но умение вжиться в роль окажется на руку, если нужно правдоподобно изобразить придирчивого покупателя или нахального клиента в ресторане. Также нужно обладать отличной памятью, гибкостью и креативностью мышления, чтобы задавать вопросы не по шаблону.
Умение обращать внимание на мелочи – тоже полезное качество для тайного покупателя. Неспешно прогуливаясь по торговому залу, Вероника осматривает стеллажи с товарами и подмечает недостатки: вот, к примеру, на полках образовались «дыры» из-за отсутствия определенного товара, значит, персонал не справляется с выкладкой продукции. Или в холодильнике среди замороженной рыбы затесалась упаковка с котлетами: если это единичный случай, некритично – бывает, что покупатель решил отказаться от покупки и вернул товар не туда. Все отмеченные нарушения Вероника снимает на телефон, чтобы приложить как доказательство к отчету.
Также обращает внимание на сроки годности: выборочно берет с полок товары молочной и мясной продукции и проверяет, не испорчены ли они. В отделе кулинарии расспрашивает продавца о составе приглянувшегося салата: консультация не то чтобы исчерпывающая, но помогает определиться с выбором блюда. Совершив все нужные консультации и покупку, Вероника заполняет опросник, который включает более 30 вопросов. В некоторых нужно дать односложный ответ: да или нет. В других – выставить баллы. К отчету обязательно требуется приложить все фото- и аудиофайлы. Если все в порядке, спустя пару дней тайный покупатель получает обратную связь от координатора и оплату труда.
СПРАВКА «ЗН»
Услуги тайных покупателей появились в начале ХХ века в США вместе со специализированными агентствами, предлагающими их. Однако широкое распространение получили лишь в 1970-х. В Россию и на постсоветское пространство услуга пришла только в 1990-е, когда на рынке появились изобилие товаров и конкуренция частных компаний.
Услуги тайных покупателей появились в начале ХХ века в США вместе со специализированными агентствами, предлагающими их. Однако широкое распространение получили лишь в 1970-х. В Россию и на постсоветское пространство услуга пришла только в 1990-е, когда на рынке появились изобилие товаров и конкуренция частных компаний.
derzhanovich@sb.by