Это означает, что на пряники достанется всем и разговор о кино пойдет по гамбургскому счету. Вадима Юсуповича на мякине не проведешь. Различным кинематографическим модам, как Андрей Звягинцев или Валерий Тодоровский, он не подвержен. Всегда зрит в корень. Выступает исключительно за вечные ценности.
В оценках постоянен, любит классику и хорошую драматургию, которой в свое время избаловал его постоянный соавтор Александр Миндадзе.
В последнее время режиссер “Парада планет” и “Времени танцора” не снимает. Причин у этого молчания несколько, и главная из них, как он сам признавался, — конечно, финансирование.
Ну не могут современных продюсеров заинтересовать истории Абдрашитова. Продюсерам “Елки” подавай. Зато режиссер преподает, и его ученики сегодня активно претворяют в жизнь формулу его рассерженного мужского кино. Петр Буслов снял культовый “Бумер”, обозначивший в свое время некий ренессанс в российской кинематографии. Алексей Мизгирев выстрелил психологическими драмами “Бубен, барабан” и “Конвой”. Своим ученикам Абдрашитов передал любовь к крепкой истории, часто без счастливого финала, а также умение работать с деталью и духом времени.
Почти во всех его картинах есть надлом, ощущение катастрофы — свершившейся или грядущей. Но есть и надежда, пусть и призрачная. Что-то в творчестве мастера стало выглядеть пророчески, почти ничего не устарело, наоборот, звучит еще актуальнее, особенно сейчас, когда так много в мире неспокойных новостей.
Это, кстати, второе председательство Абдрашитова на нашем кинофоруме. Значит, если мастер захотел вернуться, ему у нас в свое время понравилось.
pepel@sb.by