Как будет развиваться зарядная инфраструктура для электрокаров

К нагрузкам готовы

Количество электрокаров на дорогах как всего мира, так и Беларуси в последние годы увеличивается высокими темпами. При этом многие страны инвестируют существенные средства в развитие сетей электрозаправочных станций, способных не только подзарядить все электроавто, но и располагающих хорошим запасом мощности. У нас в стране ЭЗС устанавливают и вдоль оживленных городских маршрутов, и в спальных районах. Есть и план по установке супербыстрых зарядных станций, которые появятся уже в ближайшие месяцы. Все это изменяет парадигму энергопотребления. Эпицентром таких инноваций становится Минск, который уже заметно увеличил зарядную инфраструктуру. О том, насколько город готов к скорому будущему, где электрокаров станет еще больше, рассказали эксперты.

В 2022 году на этапе строительства находятся 27 ЭЗС.
Фото Александра Кулевского

Первая супербыстрая ЭЗС — в конце года

Во время круглого стола «Электрический транспорт: реальность и перспективы», который прошел на 26-м Белорусском энергетическом и экологическом форуме Energy Expo, начальник управления перспективных энергетических технологий ПО «Белоруснефть» Алексей Никитенко отметил, что за первые восемь месяцев этого года в мире было продано более 5,7 миллиона электромобилей:

— К концу года объем продаж достигнет более 10 миллионов единиц. К сравнению: в прошлом году всего было продано около 6,5 миллиона электрокаров. Крупнейшие концерны мира очевидно делают ставку на электромобилестроение. Объем инвестиций в них значительно вырос за последние два года, а в ДВС уже практически не вкладывают деньги с 2018 года. При этом азиатские и европейские автопроизводители вместе инвестировали в производство электромобилей и батарей более 180 миллиардов долларов и свыше 240 миллиардов долларов соответственно — в пять раз больше, чем представители Северной Америки.

Он также обратил внимание на то, что большинство автогигантов могут перейти на стопроцентное производство электрокаров в 2030 году:

— Может так случиться, что в 2030 году, придя в автосалон, у нас уже не будет выбора между электрокаром и авто с ДВС. Количество электромобилей в мире, по прогнозу Международного энергетического агентства (IEA), к 2030-му составит более 360 миллионов единиц, или 20 процентов от общего числа в мире. В Беларуси к этому времени ожидается 500 тысяч электрокаров, и это будет 13,4 процента от всех авто в стране. С точки зрения обеспечения электромобилей сетью ЭЗС у нас в республике складывается конструктивная динамика.

Так, уже в 2021-м в стране насчитывалось 600 ЭЗС. В этом году на этапе строительства находится 27, а для 2023-го проектируется еще 60 единиц станций быстрой зарядки Mode 4 мощностью 50 кВт.

— Для «Белоруснефти» важной вехой станет 2023 год. Планируется ввод первой части супербыстрых зарядных комплексов, которые можно называть полноценными заправляющими станциями, аналогами АЗС. Мы технологически подошли к тому, что время зарядки электромобиля может составлять от 10 до 15 минут. Для нас это точка роста, которая в полной мере может заменить традиционные заправочные станции к 2030 году, — констатировал Алексей Никитенко.

Сейчас на этапе проектирования находится семь супербыстрых зарядных комплексов, рассчитанных на установку в 2023-м. Продемонстрировать преимущества этих станций позволит первый такой комплекс общей мощностью 700 кВт, который появится до конца года в Минске на разворотном кольце в микрорайоне Брилевичи. Среди основных преимуществ комплекса — возможность заряжать электробусы одновременно с электромобилями на высокой мощности, причем вместе с электробусом возможно зарядить восемь электромобилей (мощность заряда будет делиться динамически с приоритетом для электробуса), система накопления энергии, внед­рение систем умного города.

Первый прототип станции ЭЗС в Брилевичах. Финальный объект будет немного отличаться.

Город держит заряд

Столица находится на передовой продвижения всех инноваций, связанных с зарядной инфраструктурой. Как рассказал начальник отдела проектирования филиала «Минские кабельные сети» РУП «Минск­энерго» Андрей Кабаков, энергетики с задачей по внедрению зарядных станций по программе национального оператора сети ЭЗС справляются:

— Подключение ЭЗС к энергосети согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021—2025 годы идет по плану. В настоящее время мы не видим проблем по подключению зарядных станций до 2025 года в городе. Мощности центров питания к этому готовы. Например, в июле после реконструкции ввели трансформаторную подстанцию для будущего первого сверхбыстрого зарядного комплекса на 760 кВт по улице Наполеона Орды в микрорайоне Брилевичи. Мы сделали это с опережением, еще до установки супербыстрой зарядной станции.

Андрей Кабаков также отметил, что с 1 сентября 2022 года вступило в силу Распоряжение Президента № 164рп, которое ускоряет установку ЭЗС для национального оператора. Благодаря ему упрощается порядок получения исходно-разрешительной документации, прохождения экспертизы проектной документации. Все это отразится на сроках реализации мероприятий по строительству и реконструкции электрических сетей.

Для 2023 года проектируется еще 60 единиц станций быстрой зарядки Mode 4 мощностью 50 кВт.
— До выхода документа процесс подвода электричества и установки ЭЗС был длительным. Это было связано с затяжными процедурами, предусмотренными постановлением Совета Министров от 20.02.2007 № 223 «О некоторых мерах по совершенствованию архитектурной и строительной деятельности» и Указом Президента от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Даже если ЭЗС устанавливалась в нескольких метрах от трансформаторной подстанции, приходилось проходить длительную процедуру, связанную с изъятием и выделением земельных участков. Продолжительность реконструкции и строительства электрических сетей для подключения зарядных станций мало зависела от объемов и составляла около 1,5 года, а с выходом распоряжения Президента данные сроки сократятся, как ожидается, до года.

Также есть и другие послаб­ления: не нужно делать предпроектную документацию, госэкспертиза проходит не за 30, а за 10 дней. Теперь национальному оператору оформление документов по отводу земельных участков разрешается одновременно со строительством.

Для юрлиц есть нюансы

При этом стоит отметить, что данное распоряжение не распространяется на других юрлиц, которые планируют устанавливать ЭЗС. А значит, им придется запастись терпением. Но начальник отдела перспективного развития филиала «Минские кабельные сети» РУП «Минскэнерго» Николай Коваленко поясняет, что желающих устанавливать ЭЗС среди юрлиц пока немного:

— Могу отметить, что таких заказчиков мало. Возможно, если их появится больше, то органы госуправления сделают шаги в этом направлении и процедуры сократятся по времени.

При этом в Минске уже есть примеры установки ЭЗС в жилых районах. Например, около Немиги.

— Технически энергосети готовы к появлению ЭЗС небольших мощностей в спальных районах. Зарядные станции мощностью 10—12 кВт мы сможем подключить. В новых жилых многоэтажных микрорайонах у нас практически на 100 процентов устанавливаются трансформаторные подстанции с единичной мощностью трансформатора 1250 кВА, — акцентировал специалист.

Кроме того, как отметил Николай Коваленко, в последние десять лет расчетные нагрузки на сеть значительно сокращались за счет применения гражданами энерго­сберегающих приборов:

— Это играет большую роль, что видно по нашим ежегодным замерам. При этом нормативная нагрузка на квартиры по нормам выросла. У нас резервы есть, и незначительные мощности мы сможем предоставить. Повального желания подключать ЭЗС в спальных районах мы в любом случае не видим. Другое дело, если таких станций в каждом дворе будет пять-шесть. Тогда итоговая нагрузка на источник питания может возрасти значительно. Однако и этот вопрос мы можем просчитать.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter