К морям и волнам

Где найти работу белорусским выпускникам-кораблестроителям?

Ныне страна развивает речной флот и не прочь избавиться от статуса континентальной державы

С 2004 года в БНТУ готовят инженеров по проектированию, строительству и ремонту судов. Состоялся первый выпуск. Но даже сейчас студентам кораблестроения знакомые с язвительной улыбкой желают счастливого плавания. Намекая на то, что у ребят явно будут проблемы с работой. Что и для кого строят белорусские кораблестроители, как реализуются морские амбиции нашей страны, выясняла корреспондент «Р».

Счастливого «плавания»

Эту специальность создали усилиями ректората БНТУ, заведующего кафедрой гидравлики факультета энергетического строительства Игоря Качанова. А для того, чтобы готовить хороших специалистов, нужно было использовать чей-то опыт. Хотя бы России, где 21 вуз ведет подготовку по этой специальности. Обратившись в некоторые из них, Игорь Владимирович получил от ворот поворот, ведь рынок интеллектуального труда не исключает конкуренции. Вместо того, чтобы поделиться учебными планами, коллеги посоветовали отправить белорусскую группу на учебу в Россию. Помог звонок контр-адмиралу Зигмунду Жабко, главе Союза военных моряков Беларуси (объединяющего около 100 тысяч членов). Он пролоббировал интересы БНТУ в Санкт-Петербургском кораблестроительном институте, знаменитой «корабелке», опыт которой накапливался еще со времен царской России, и основные учебные планы попали-таки в руки белорусов.

В итоге все классические кораблестроительные дисциплины в БНТУ читаются, но с учетом белорусской специфики: здесь еще изучаются и внутренние водные пути. Где будут работать они, специалисты и речного, и морского транспорта? Из 23 первых выпускников распределили 14, остальные нашли работу сами.

— Кораблестроители — универсальные инженеры. Их примут везде: профильные предприятия, а также МАЗ, БелАЗ, тракторный завод. Работодатели смотрят не на специальность, а на дисциплины, которые человек изучал, — уверен Игорь Качанов.

На судоремонтных и судостроительных заводах ситуация сегодня неоднозначная. В конце 90-х завод в Речице выполнял заказы одной голландской фирмы на изготовление корпусов сухогрузов. Тогда голландскому сварщику нужно было, например, 10 тысяч долларов заплатить, а наш и на 500 долларов мог согласиться. Потом Речицу обошли — перебросили заказы в Николаев. Гомельский завод производил суда на подводных крыльях «Метеор», «Ракета», Пинский — изготавливал в год 12—14 теплоходов, которые шли на Лену, Волгу. Сейчас заказы приходить перестали.

Поэтому в прошлом году гомельский «Белсудопроект» принял на работу только двоих выпускников, а ведь в советские времена в этой организации работали 120 человек, а теперь штат сократили до 15.

Флот речной

На кафедре кораблестроения преподают Сергей Шавилков, выпускник Новосибирской академии водного транспорта, Юрий Ледян и Викентий Недбальский, отдавшие не один год военно-морскому флоту (модернизировали торпеды и подводные лодки), выпускник Ленинградского высшего мореходного училища имени Макарова Анатолий Давыдов.

Кроме «Макаровки», за плечами Анатолия Петровича Клайпедское мореходное училище и Калининградский технический институт рыбной промышленности. Был советником Госкомитета по внешним экономическим связям СССР для развивающихся стран. Получив диплом капитана дальнего плавания, руководил 35 судами у берегов Канады. Его жизнь — это калейдоскоп стран: Исландия, Англия, Марокко, Испания, Куба…

— Наши реки в запустении по части судоходства, — заключает Анатолий Петрович. — Очистка требует больших средств. Но проблема здесь скорее психологическая: что такое речной флот по-белорусски? Баржи таскают песок. А ведь для перевозки грузов требуются большие суда с глубокой осадкой, у нас для этого нет хороших путей. Нам нужен речной туристический флот и морской. Сами доставляли бы свою продукцию во все страны мира.

Распад СССР зафиксирован 8 декабря 1991 года, а уже 18 декабря Анатолий Давыдов отправил в правительство письмо о том, чтобы при разделе союзного имущества республика взяла на себя часть морского флота. В начале февраля Давыдова пригласили к заместителю председателя правительства. Говорили о создании рыболовного и торгового флота под флагом Беларуси с арендой порта Пионерск в Калининградской области, о том, что без собственного флота поставка товаров в страны дальнего зарубежья приведет к их удорожанию. Но дело в итоге легло в долгий ящик.

…И морской

— Работа по созданию белорусского морского торгового флота ведется, — рассказал начальник Управления морского и речного транспорта Минтранса Бронислав Говоровский. — Нормативно-правовая база уже полностью готова. Первоначальный этап — наращивание перевозок зафрахтованными судами — пройден. Нарабатывается опыт по аренде судов. Следующий этап — приобретение собственных. Конечно, внутриконтинентальному государству сложно иметь свой флот, тем более когда нет опыта по управлению судоходным бизнесом. Сегодня ведь немало судов морских держав стоят в портах из-за мирового финансового кризиса. Иностранные судовладельцы обращаются к нам с предложением создать совместные предприятия по морским перевозкам при условии, что они будут обеспечены грузовой базой по установленной ими фрахтовой ставке. Порты же сегодня не имеют полной загрузки и с удовольствием примут белорусские грузы для перевалки на морские суда.

К слову, в Минэкономики среди инвестиционных проектов числится приобретение ЗАО «Белорусская судоходная компания» морского судна стоимостью 35 млн. долларов. Срок реализации проекта — 3 года, окупаемость — 5—7 лет. Он находится в стадии поиска поставщика, разработки бизнес-плана приобретения судна.

— У нас в эксплуатации сейчас свыше 700 судов, — продолжает Бронислав Говоровский. — Речной транспорт развивается после стагнации 1991—1996 годов, когда потребление строительного песка уменьшилось до 1 млн. тонн. Сейчас объемы перевозки грузов речным транспортом выросли до 5,5 млн. тонн в год. В основном это минералы, стройматериалы и лес. Но пока это только внутренние перевозки. Сейчас прорабатывается проект по созданию водно-транспортного соединения Днепр—Висла—Одер, что откроет возможности для создания международных маршрутов.

На снимке: водолазная практика студентов.

Фото: Ольга НЕЧАЕВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter