Президент принял с докладом Владимира Караника и Юрия Караева

К людям — по-человечески

Как работает экономика в условиях санкций, кто занимается самопиаром на фоне кризиса с беженцами и о чем предупредил белорусский лидер польских политиков. Ситуация на границе и не только — в центре внимания Президента



Социально-экономическое развитие Гродненской области, а также обстановку на польской границе Президент обсудил вчера с председателем Гродненского облисполкома Владимиром Караником и помощником Президента — инспектором по Гродненской области Юрием Караевым. На встрече было отмечено, что острота кризиса с беженцами не спадает. Но политика нашей страны в этом плане остается неизменной, подчеркнул Александр Лукашенко:

— Надо достучаться до поляков, до каждого поляка, и показать им, что мы не варвары, мы не хотим противостояния. Потому что понимаем: если мы тут палку перегнем, войны не избежать. А это будет катастрофой. Мы не хотим никакого обострения. Но этих бедолаг будем защищать настолько, насколько это возможно.

Осенний день год кормит

Хотя проблема с беженцами сегодня остается темой номер один в мировых СМИ, Президент начал разговор с внутренней повестки, а именно с экономического развития одного из самых крепких регионов страны. Но Владимир Караник все же не избежал критики от Александра Лукашенко:

— Посмотрел сегодня сводку, которую я практически ежедневно получаю: вы отстаете по подъему зяби от других. Если ударит мороз — вы с плугом в поле не войдете, поэтому, насколько это возможно, вам надо активизироваться. 

Президент настойчиво требует ускорить темпы, ведь на кону урожай будущего года:
— Нам надо как можно раньше бросить зерно в почву весной. Погода осенью хорошая, накопление влаги приличное. Поэтому надо активизироваться и перепахать землю.
От сельского хозяйства — к развитию экономики в целом. Да, санкционная удавка Запада не позволяет нам раскрутиться во всю мощь. Но и говорить о каком-либо удушении, падении в пропасть не приходится. Привет недругам: как говорят в народе, не дождетесь. Наоборот, ситуация на внешних рынках для нас складывается благоприятно, в экспорте даже прибавляем. Во многом это стало возможно благодаря правильно выстроенной политике в период пандемии, констатировал Александр Лукашенко:



— Если бы закрылись, не было бы этого. А сейчас, посмотрите, Европа опять начала локдауны вводить. Пусть вводят.
То, что у нас есть им продать, мы продадим. Я не злорадствую в этом плане, надо людям помогать, никуда не денешься. Сегодня мы помогли кому-то, завтра он нам поможет.

Что увидим за деревьями

Чтобы расти дальше, нужны инвестиции в новые проекты, которые приносили бы деньги. Для примера Глава государства приводит деревообработку. В свое время вложились в ее модернизаци и сегодня уже получаем отдачу. Почему бы не развить успех, имея в достатке и сырье, и кадры. Александр Лукашенко ставит задачу руководителю Гродненщины:

— Я Правительству поручил, чтобы они внесли предложения по строительству предприятий по деревообработке. Вам тоже надо посмотреть, пару таких предприятий построить. От пеллет до мебели — мы все можем изготовить. А южнее нас леса нет. Весь мир будет пользоваться продукцией деревообработки, никуда не денутся. Это же и дома, и жилье, и мебель и так далее.

По словам Президента, необходимо переработать тот лес, который перестаивает:

— Такого леса немало.
Поэтому деревообработку надо развивать, тем более мы это умеем делать хорошо. Спрос на это есть и будет всегда.
В беседе с журналистами Владимир Караник сообщил, что рост валового регионального продукта в области по итогам десяти месяцев более 5 процентов, и это лучший показатель среди регионов:

— Рост идет за счет промышленности. В сельском хозяйстве был непростой год, начинаем выравниваться. По Гродно мы обсудили те вопросы, которые в следующем году позволят добиться более значимых результатов. Подробно обсудили новый инвестиционный цикл, поскольку понимаем, что для дальнейшего развития необходимы новые технологии, новые производства. Это позволит создать больше высокооплачиваемых рабочих мест и увеличить поступления в бюджеты разного уровня.



Касаясь перспектив развития деревообработки, председатель облисполкома заметил, что Беларусь — единственная бывшая советская республика, которая за время независимости нарастила объем лесов. И сейчас важно использовать это преимущество, развивать высокомаржинальные производства. В области уже строятся две мебельные фабрики, чтобы экспортировать не сырье, а готовую продукцию.

От быта до безопасности

Обращаясь к докладчикам, Президент заметил, что те оказались вовлечены в проблему с беженцами, и позитивно оценил их работу:

— Вы хорошо обеспечиваете, скажем так, быт этих бедных беженцев, которые сконцентрированы в логистическом центре. Гуманитарная помощь — я так понял, порядок наведен. Вы ее собираете, раздаете там, все под контролем. Молодцы, что открыли передвижные магазины… Слава богу, пусть покупают, если они хотят купить, контролируйте ценообразование, чтобы там не шалили некоторые частники.

Впрочем, по словам Александра Лукашенко, в ситуации с ценами больше фейков, чем фактов. А вот задачи для властей остаются прежние:
— Одеть, обуть, накормить, обогреть и медицинское сопровождение. Южные люди провели у нас в лесу 10—13 дней. Конечно, тяжело. Надо смотреть, чтобы дети не заболели, женщины, беременные… 
Глава государства также выразил признательность и бизнесменам — владельцам логистического центра, заметив: если частник подставил плечо в этом вопросе, надо и его поддержать каким-то образом, ведь бизнес теряет доходы из-за простаивания центра…

Нужен не пиар, а реальные дела

Еще один важный момент, который затронул белорусский лидер, — неуместный пиар со стороны Запада. Александр Лукашенко напомнил о том, что в разговоре с ним Ангела Меркель просила допустить на границу Международную организацию по миграции, Управление верховного комиссара ООН:

— Я говорю, у нас нет проблем, но я уже вижу: некоторые лица в который раз приехали сюда.
Зачем они ездят сюда? Для того, чтобы покрасоваться на фоне этих беженцев.
Президент добавил, что, когда беженцы задают конкретные вопросы так называемым международникам, те не могут ответить ничего конкретного. Отсюда логичный вопрос:

— А зачем тогда приехали? Поэтому не надо париться по этому поводу: приехали, помощи конкретной нет — до свидания! Пусть к полякам едут и со стороны Польши занимаются этими проблемами, а мы сами справимся с этими людьми.

Глава государства поручил Юрию Караеву взять данный вопрос под контроль: 

— Чтобы их ноги там не было! Чего они пиарятся на фоне беженцев?



Если вы зачем-то приехали — так вы помогите им. Не можете гуманитарный коридор организовать — ну так скажите, почему не можете. Помочь чем-то в быту для людей — пожалуйста! Опыт есть, там же огромные финансы сконцентрированы у международных организаций. Кроме Белорусского Красного Креста, наших депутатов, представителей нашей власти, никто конкретно этим не занимается, а приезжают за нос ребеночка почесать. Чего ты чешешь ему нос на камеру грязными руками? 

Причины и следствие

Президент еще раз обозначает белорусскую позицию по этому вопросу:

— Мы постараемся сделать все, чего захотят беженцы. Их желание для нас закон. Хотят в Ирак, в Сирию вернуться — вы видите, мы организовали рейс, еще рейс готовим на конец месяца, если наберем этих людей, они же не с большой охотой хотят туда вернуться. Поэтому мы будем это поддерживать.

Белорусская сторона готова оказать поддержку беженцам и в вопросе легального попадания в ЕС. Отдельно Президент коснулся причин, по которым эти люди стремятся на Запад:

— Ведь сейчас уже открылось главное: они туда едут не только чтобы нормально жить… Вопрос в воссоединении семей.

Александр Лукашенко привел в пример найденного в лесу замерзшего мальчика, который шел к отцу в Германию:

— Мерзавцы! Даже не пускают ребенка к отцу, который там.
В Германии у них родственники, родные, близкие, поэтому они с детишками, семьями туда идут. И вот получили: ядохимикатами в лицо. Поэтому мы будем делать все, что пожелают эти беженцы.

Вопросы без ответов

Вместе с тем Запад по-прежнему избегает решения проблемы. Президент заявил:

— Я жду, когда ЕС ответит на вопрос по двум тысячам беженцев. У нас же в этом лагере около двух тысяч беженцев. Я просил, чтобы они (Евросоюз и, в частности, Германия. — Прим. ред.) их забрали. Они сказали, Меркель мне пообещала, на уровне Евросоюза рассмотрят эту проблему. Так не рассматривают даже.

Более того, заметил Александр Лукашенко, даже те контактные лица со стороны Евросоюза, которые должны были заняться данной проблемой, не выходят на контакт и ищут отговорки:

— Министр иностранных дел Беларуси Макей им звонит: «Давайте будем работать в этом ключе!» Да мы там в командировке, еще где-то и прочее. В этой связи не надо никого ждать! Отказались — значит, им въезд сюда будет закрыт, им нечего здесь делать, потому что это будет то же самое, что с этими международными визитерами: приедут покрасоваться. Мы сами справимся с этими людьми, если их Германия не заберет к себе.
Нам деваться некуда, но мы должны требовать от немцев, чтобы их взяли, потому что там их родственники, родные, близкие. А некоторые едут туда для того, чтобы продолжить лечение.
Президент упомянул, что, когда люди показывали представителям ВОЗ рентгеновские снимки, свидетельствующие о необходимости продолжить лечение, те их отправляли лечиться в Ирак:

— Вот лицо, вот их ответственность. Но если бы они (беженцы. — Прим. ред.) могли пролечиться в Ираке, прооперироваться, они бы не шли через Беларусь в Германию.

Президент поручил Юрию Караеву предупредить МИД о том, что больше не пустит на границу таких визитеров для того, чтобы просто покрасоваться:

— Помогать — пожалуйста, чем можете помочь. Что вы нам рассказываете тут про лекарства? У нас хватает лекарств.
У вас миллиарды долларов, заплатите этим мигрантам, чтобы медпомощь оказать, какое-то минимальное содержание…
В интервью журналистам Владимир Караник прокомментировал тему финансирования, но сперва отметил такую особенность белорусского менталитета:

— Когда мы видим, что люди попали в беду и им нужна помощь, мы сначала оказываем помощь, а потом считаем, чего нам это стоило. Сейчас основную нагрузку на себя взяли представители гражданского общества, бизнеса. То есть мы оказали первую помощь, спасли людей, которые оказались при минусовых температурах на улице.

Беженцы были перемещены в безопасное место, и, разумеется, их пребывание там требует финансирования, акцентировал губернатор:

— Здесь уже больше вопросы к международным организациям: мы оказываем помощь беженцам, декларировалось, что Евросоюз выделяет 700 тысяч евро, но пока еще ни одного доллара или евро международной помощи не видели. Посильную помощь оказывают белорусские фирмы и предприятия, но мы все-таки надеемся, что часть этих расходов впоследствии будет компенсирована из тех денег, которые выделяются на помощь беженцам.
А вот представителей международных организаций на деле волнуют совсем другие проблемы. Как доложил Президенту Юрий Караев, гости, например, вычислили по формуле, что белорусская сторона установила мало туалетов, через несколько часов вопрос был улажен. В свою очередь, Глава государства пообещал люксовые условия для таких деятелей:

— Если они приедут и будут помогать, мы им отдельный туалет поставим — для политических деятелей, которые там красуются.

«Игра» на обострение

На фоне положения дел в основном лагере нельзя забывать о ситуации на границе в целом. Беженцы продолжают большими группами, в несколько сот человек, прорываться в ЕС по всей границе с Польшей, Литвой и Латвией. Поляки ловят их уже на немецкой границе или в центре Польши, привозят в автозаках на границу и вышвыривают к белорусской границе. Причем среди этих несчастных есть и те, кто изначально выбирал маршрут в ЕС не через Беларусь. Президент по этому поводу заметил:

— Всех, кто хочет вернуться домой, мы будем возвращать домой. Тут у нас нет проблем. Кто хочет туда (в ЕС. — Прим. ред.), мы будем поддерживать в их требованиях. Хотите в Германию, Польшу — мы вас будем поддерживать.

При этом Александр Лукашенко обратил внимание еще на один момент:

— Это уже, наверное, больше обращение к полякам. Вы, наверное, слышите, что раздаются постоянно угрозы со стороны этих диких политиков и руководителей Польши: границу закроем, «Кузницу» закроют — погранпереход железнодорожный. И так далее и тому подобное. Закроют — пожалуйста. Если удобнее, закрывайте. Но надо прежде подумать, как они будут общаться с Россией, Китаем, вообще с востоком. Поедут через Донбасс. А там ребята резкие. Они их быстро отстроят. Это я образно говорю — через Донбасс. Их там никто не ждет. Там граница с Украиной у России закрыта.

Такими заявлениями польская сторона пытается напугать нас, надавить на Беларусь и «сыграть» на обострение ситуации. Таким образом Варшава пытается решить свои внутренние и внешние проблемы. А их, как известно, накопилось немало, включая тему запрета абортов, положение фермеров, пикировку с Еврокомиссией по вопросам судебной системы. А в последнее время участились и протесты общественности в защиту беженцев, которых польские силовики удерживают на границе. Вместо наведения порядка в собственном доме польские политики не прочь похозяйничать в нашем. Александр Лукашенко ответил на это так:

— Они (власти Польши. — Прим. ред.) говорят о наших выборах. А вспомните, как победил Дуда (президент Польши Анджей Дуда. — Прим. ред.). Там же несколько голосов перевесом. И это была полная фальсификация. Если бы американцы не вмешались, там бы была бойня хуже, чем… Вот все, что происходило у нас в 2020 году, это было бы цветочками. Но американцы вмешались, сказали: стоп, пускай Дуда еще поработает, потом оппозиция придет к власти.
Там все внешне управляемо. Они нас упрекают. Что нас упрекать? Сфальсифицировали выборы, поставили во главе этого Дуду, который побежал уже по странам Балтии, коалицию какую-то собирает, «от можа до можа» (с польского «от моря до моря». — Прим. ред.). Не будет «от можа до можа»!

Поступать по-человечески 

Белорусский лидер отметил, что политика руководства Польши уже вызывает непонимание даже среди польских военных и пограничников:

— Они уже на нас выходят, говорят: «Братья белорусы, давайте жить, как жили раньше». Пожалуйста, давайте, мы не против. То есть мы видим: уже поведение польского народа меняется. Они же тоже люди. Какие бы они там моноэтничные ни были, но они люди. Простые люди начинают возмущаться. Это беспокоит руководство Польши. А дальше будет хуже.
Дальше люди поймут, что не Лукашенко тут является причиной этого исхода беженцев.
Однако дуды и моравецкие продолжают идти на обострение.

Мы такого шанса им не предоставим, — заявил Александр Лукашенко. — Мы будем по-человечески разбираться с этими мигрантами. Не такая это большая проблема. Пусть в Средиземном море смотрят, что происходит, сколько там гибнет людей. У них трафики (в Евросоюз. — Прим. ред.) через Балканы и другие страны, Средиземное море — там тысячи людей идут. Молчат (по этому поводу. — Прим. ред.). А вот Беларусь… (обвиняют. — Прим. ред.) — ясно почему.

Президент подчеркнул, что, помимо отвлечения внимания своего населения от внутренних проблем, Польша просто стремится выбить из Евросоюза очередные миллиарды евро. Но ей не дают, потому что эта страна не соответствует стандартам Евросоюза.



— Вот поэтому я честно и откровенно говорю, что отдал распоряжение по всем каналам, чтобы не дать им возможности поиграться на Беларуси, на теме границы и мигрантов, — акцентировал Александр Лукашенко.

Он также поблагодарил Владимира Караника и Юрия Караева за вовлеченность в решение проблемных вопросов вокруг сложившейся ситуации с беженцами:

— Я рад, что вы подключились к этому. Если бы не подключились, из Минска было бы очень сложно это сделать.

Уже после доклада Президенту Юрий Караев рассказал журналистам о том, что беженцы благодарны белорусам за помощь и поддержку:

— Они понимают, что наше государство, простые граждане, организации из человеческой жалости, сочувствия помогают им всем необходимым. Но довольствоваться жизнью в торгово-логистическом центре навсегда они тоже не собираются. По-прежнему огромное число беженцев мечтает попасть в Евросоюз. Тот, кто отчаялся это сделать, соглашается вернуться на родину. Есть некоторые люди, которые говорят: если не Германия, то тогда Беларусь.

По словам Юрия Караева, большая часть беженцев не хочет уходить с повесток мировых СМИ:

— Отсюда надо понимать, что они будут каким-то образом о себе напоминать.

ВИЗИТ «ВЕЖЛИВОСТИ»?

Как и чем помогают Беларуси в решении проблемы с беженцами международные организации, наглядно видно на примере визита в кризисный центр на границе директора Европейского регионального бюро ВОЗ Ханса Клюге. Он оставил без ответа вопросы журналистов об отравлении газом и использовании водометов. «Не в моей компетенции», — вот все, что смог сказать журналистам еврочиновник. Также остался без ответа и вопрос, будет ли Ханс Клюге знакомиться с материалами Следственного комитета Беларуси.


И вот как прокомментировали подробности визита Ханса Клюге в эфире телеканала «Беларусь 1» корреспондент Алексей Волков:

— В политике есть такое понятие, как визит вежливости. Никто ничего решать не собирается, но надо приехать, сделать пару фотографий, на картинку погладить по голове детей. На все вопросы журналистов Ханс Клюге отвечал так: конечно, мы видим, что кризис серьезный, мы должны помогать людям, беженцы находятся в достаточно тяжелых условиях, к тому же зима близко, холода вдарят сильно. И тем не менее никаких конкретных решений нет...

Журналист подчеркнул, что к Хансу Клюге во время визита обратились несколько беженцев, которые пытались показать ему свои медицинские документы.

— Они хотели показать, что нужна специальная медицинская помощь. Да, здесь работают несколько скорых, при необходимости (беженцев) везут в гродненскую больницу. Но, естественно, этого недостаточно, если у человека есть какие-то хронические заболевания. На всё он (Ханс Клюге) улыбался. Самый яркий эпизод, когда к нему подошла девочка с письмом на английском языке, где просила пустить ее и семью (в Европу). Он посмотрел на листок и просто оттолкнул ребенка. Потом, правда, волонтеры из его же организации все-таки предоставили на улице (письмо), на что он сказал: «Передайте ей большое спасибо».<...> Вдобавок на вопрос журналистов: «А как вы отреагируете на то, что многие люди пострадали из-за газа, в том числе журналисты и беженцы?» он сказал, что «мы часть большой международной организации», пожал плечами и ничего не ответил, — обратил внимание Алексей Волков.

konon@sb.by


Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter