Как получить большой урожай винограда

К лозе — с любовью и теплом

Виноград — культура особенная: случайного человека к себе не подпустит. А вот лоза, согретая как солнечным, так и душевным теплом, обязательно отзовется добрым урожаем. Так считают супруги Давыдовы из Гомеля. Виноград — любимейшая культура Николая Ивановича и Любови Дмитриевны. Для них это не просто хобби, а дело всей жизни.


Николай Иванович долгое время работал в транспортных организациях, но при этом виртуозно владеет слесарным и монтажным инструментом, сваркой. Родился же он на Урале. И виноград — как ностальгия по детству. Каждую осень по реке с Астрахани поднимали к ним бахчевые культуры и виноград. Хлеба и то не всегда хватало, а тут такие экзоты. И с той поры эта солнечная ягода стала мечтой. Приехав как-то к брату в гости в Гомель, встретил свою Любовь и женился. И ближайшие годы для супругов Давыдовых дважды юбилейные: 50 лет, как был высажен первый саженец винограда, и «золотая» свадьба.

От «Альфы» до «Академика»

Начиналось виноградное увлечение, как и у всех любителей того времени, с «Альфы». В 1980 году даже найти ее удалось с трудом. Сегодня же на участке в 25 соток львиную долю площади занимает виноград. Сто кустов — сто сортов: ни один не повторяется. Мое знакомство с коллекцией Николая Ивановича началось с дегустации. «Маруся» поразила своим вкусом, «Райский» — сладостью, а «Сенсация» — размерами. Сорт «Дар изюму» действительно очень сладкий и даже на кусте начинает изюмиться. Мощный белоплодный «Талисман» и синяя «НиЗина» растут в паре, образуя красивый дуэт. «Арочный» — хоть и старый сорт, но благородный по своим вкусовым качествам.


В этом году первые сигнальные грозди дали «Академик», «Атос», «Валек», «Красотка», «Адрюша», «Надежда Аксайская», «Кишмиш Лорус», «Румба», «Князь Владимир», «Виктор А»… А вот от «Алешенькина» пришлось отказаться: чтобы получить красивую гроздь, с ним очень много приходится работать. Не в восторге Николай Иванович и от «Восторга»: хотя на его основе уже есть много новых сортов. Скажем, «Полонез-50» селекционера О.М.Писанки.

По мнению Давыдова, вкус и устойчивость к болезням и вредителям, стабильная урожайность — главные качества винограда. Поэтому, прежде чем завести тот или иной сорт, Николай Иванович интересуется мнением друзей-виноградарей. И обязательно ­изучает родительскую пару сорта или гибридной формы. Ведь именно они в будущем и определят его качества, унаследовав что-то от папы, а что-то — от мамы.

Керамзит в помощь

Виноград — культура места и времени. Один и тот же сорт на разных участках при одних и тех же погодных условиях показывает разный результат. Конечно, многое зависит от агротехники. У Николая Ивановича она особенная. Яму копает глубиной 80 см и шириной 1 м. На дно, не жалея, укладывает перепревший навоз или компост. Затем на него вверх дном ставит ведро без дна и засыпает в него керамзит. У этого пористого материала теплопроводность меньше, чем у камня, поэтому он значительно теплее. Да и воду отлично накапливает, поддерживая влажность почвы. Благодаря таким свойствам отпадает нужда в постоянном поливе саженцев, да и объем лишней влаги у корней уменьшается. Пропуская же через пустоты между собой воздух, керамзит насыщает кислородом почву и, соответственно, корневую систему растений.


В горку из керамзита Николай Иванович ставит трубку диаметром 40 — 50 мм и длиной 35 — 45 см: через нее удобнее поливать и подкармливать кусты. Ведро убирает после того, как засыплет его со всех сторон плодородной почвой. В нее-то (поближе к керамзиту) и высаживает в 30 — 40 см от поверхности земли растения. Благодаря такой посадке вода для полива или подкормки в будущем станет поступать прямо к корням.

В случае заморозков над каждым саженцем устанавливает мини-тепличку из обрезанной и заглубленной в почву на 2 — 5 см пятилитровой пластиковой бутылки. Сняв крышку, само горлышко в 2 — 3 слоя заматывает марлей или спанбондом.

Что касается обработок, то Николай Иванович свел их к минимуму. Осенью по сбросившей листья лозе проходится 3-процентным раствором «Железного купороса», а ранней весной, пока не проснулись почки, — 3-процентным раствором «Медного купороса». Во время самой вегетации, как правило, три обязательные профилактические обработки баковой смесью, в составе которой на 10 л воды — 25 — 30 г «Ридомил Голда» и 4 мл «Топаза». Препараты разводит по отдельности, а затем смешивает в большей емкости. Первую обработку проводит в фазе 3 — 5 листьев, вторую — за неделю до цветения, а третью — когда плоды размером с горошину.

«Сенсация».

В качестве дополнительного питания использует всевозможные «Гуматы», «Кристаллоны» и различные микроэлементы. Востребован и птичий помет, разведенный 1:20. Благо перепелятник свой. Любое питание вносит только под корень и только после полива, чтобы не обжечь корни.

Для защиты виноградника от ос и шершней на плантации развешены бутылки-ловушки со сладкой жидкостью. А для надежности на кое-какие грозди надеты сетчатые защитные мешочки.

Шпалерное ноу-хау

Плодоносящие лозы уложены на шпалерах, а молодые горделиво смотрят вверх, создавая впечатление сада. Зрелище необычное! Чтобы побеги не лежали на земле, Николай Иванович подставил под каждый металлический прут. И даже на этих однолетках уже весомые грозди.

В целом виноградарь использует формировку «свисающий побег». Пока лозы свисают лишь с верхней шпалеры, но в следующем году планируется ими соединить два ряда, создав нечто вроде зеленого «зонтика» над каждым междурядьем. И этим самым решатся сразу две проблемы. Во-первых, листья получат больше солнца и света и будут лучше работать. Во-вторых, окрашенные сорта (как это бывает на открытом пространстве) не будут так «гореть» в солнечные дни. Ведь Гомельщина — самый жаркий юг Беларуси. В легкой полутени гроздьям будет намного комфортнее, чем под лучами палящего солнца.

В любом вопросе Давыдов старается дойти до сути, обязательно внеся нечто свое, рациональное. Вот и шпалеры на участке самые разные. Где-то ряды отходят друг от друга под углом, а где-то между ними настоящий коридор — чтобы за растениями ухаживать было удобнее.

Из разряда необычных — и установка самих шпалер. Бетонные столбики выступают как минимум на 20 см над землей. Ведь металл, каким бы прочным он ни был, со временем все равно ржавеет и, как правило, на границе земля-воздух теряет свою прочность. Любопытно также крепление проволоки шпалер: гайки с прорезями приварены к столбикам. Надо — ослабил проволоку, через разрезы в креплении снял ее и смотал. И осенью она уже не будет мешать укрытию винограда. Укрывает же Николай Иванович кусты на зиму спанбондом, поверх которого натягивает еще и черный полиэтилен. Заметил, что под белым при повышении температуры в середине зимы или ранней весной заметно выступает конденсат. А раз есть капель и влажность, то не исключены и болезни.

В следующем году появится на винограднике и система полива. Но планируется она на основе поверхностных капельниц, то есть каждому кусту — индивидуальный полив. Вода будет подаваться по трубе, приподнятой над почвой на 20 — 30 см, и к растениям поступать уже теплой.

Из инструментов на винограднике Николай Иванович чаще всего пользуется плоскорезом Фокина, рыхлителем «Торнадо» и секатором. И все они великолепно заточены. Надо сказать, что в этом деле Давыдов достиг существенных результатов. Любой инструмент (будь то топор, нож, сучкорез или секатор) доведен до остроты бритвы. И все благодаря заточной системе «Казак». Да, на это требуется время, зато работать с таким инструментом — одно удовольствие.

Делим, чтобы приумножить

Виноград, как любую другую культуру, можно размножать различными способами. В том числе семенами. Правда, никто не может гарантировать сортность будущего саженца: сеянцы непредсказуемы. Можно и отводками — как воздушными, так и почвенными. Но, пожалуй, самый результативный способ — одревесневшими черенками.


Чтобы получить качественный саженец, виноградарь заготавливает только вызревший побег. Он должен быть коричневого цвета. Если его начать сгибать, то слышен легкий хруст. Николай Иванович всегда работает без перчаток. Мол, так лучше чувствуется вызревшая лоза — нежная, бархатистая и даже в холод согревающая руки. После первых небольших в 2 — 3 градуса заморозков нарезает черенки с таким расчетом, чтобы на каждом было по 7 — 8 глазков. Заматывает лозы в пищевую пленку или целлофановый пакет, предварительно проделав в них вилкой дырочки.

Почему такие длинные? Потому что хранит их в погребе в холщовом мешке, уложив на картофель. А вот на яблоки черенки нельзя класть. Фрукты, наоборот, забирают всю влагу на себя. Можно хранить черенки и в контейнерах, которые легко сделать из двух соединенных вместе пластиковых бутылок с обрезанными горлышками. Внутрь емкости — для поддержания необходимой влажности — хозяин закладывает две среднего размера сырые картофелины. Температура в хранилище должна быть близкой к нулю, но не минусовой.


В феврале-марте достает лозы из хранилища и нарезает на черенки по 2 — 3 глазка. Нижнюю почку ослепляет, удаляет и усики. И старается «пяточку» сделать на том же уровне, где прежде был усик. Именно в этом месте максимальное количество питательных веществ, и здесь же могут быть сразу 2 — 3 замещающие почки.

Затем Николай Иванович черенки 12 часов вымачивает в светло-розовом растворе марганцовки, используя талую или колодезную воду. Если водопроводную, то отстаивает, чтобы выветрился хлор. После — новая купель. На сей раз в чистой воде, но уже с полным погружением и на 2 — 3 дня. Главное здесь — не забывать каждый день менять воду. Чтобы проверить, как проходит вымачивание, периодически достает любой черенок и надавливает на него. Если из-под кожицы проступает вода, то достаточно.

Следующая операция — бороздование. Кто-то для этого использует секатор, а Николай Иванович пошел дальше и сделал специальное приспособление, зажав между двумя фанерками полотно пилы. Получается и быстро, и аккуратно. И там, где царапины, будут появляться корни. После бороздования можно опустить черенки на сутки в любой стимулятор роста. Давыдов чаще всего использует «Гетероауксин». А чтобы препарат лучше подействовал, вначале растворяет его в небольшом количестве спирта, а уже потом теплой водой доводит объем до нормы. Иногда использует природные укоренители — мед или алоэ. Если все сделано правильно и сами черенки здоровые, корешки будут расти густой щеточкой.

Чтобы задержать распускание верхних почек, Давыдов обязательно парафинирует верхний срез. Первыми должны выйти корни. Если же зеленый побег распустится раньше, то черенок уже может и не укорениться.

Обычную белую парафиновую свечу он натирает на крупной терке и смешивает с воском. Все ставит на водяную баню и нагревает до плюс 60 — 70 градусов. Когда парафин расплавится, быстро опускает в него черенок с таким расчетом, чтобы запарафиненными оказались верхние 5 — 7 см, в том числе и верхняя почка. А затем сразу же — в холодную воду. Почка не успевает перегреться, а парафин ложится тонким красивым слоем. «Если боитесь такой процедуры, — подсказывает виноградарь, — то всю эту площадь смажьте клеем ПВА».

Температурный режим

После всех операций черенки необходимо прокильчевать, создав разность температур между их верхом и низом. Возле «пяточки» она должна  быть как минимум на 7 — 10 градусов выше, чем у «макушки». То есть голову держим в холоде, а ноги — в тепле.


Способов кильчевания существует множество. К примеру, по Радчевскому. На литровой банке маркером рисуем полосу на высоте 2 — 2,5 см от дна. И на этой отметке поддерживаем уровень воды. Ведь корни образуются, как правило, на границе воздуха и воды. Можно под черенки подложить и поролон. Воду не меняем, а постоянно доливаем. А чтобы она не окислялась, добавляем 1 — 2 таблетки активированного угля или просто уголек из печи.

Чтобы пробудить к жизни очень дефицитные сорта, не единожды Николай Иванович даже применял аэра­цию. То есть верхний слой воды насыщал кислородом, используя обычный аквариумный компрессор. А чтобы ускорить образование корней, дно в банке затемнял. Ведь корни обычно образуются в почве, где нет света. Поэтому надевал на емкость чехольчик из непрозрачного полиэтиленового пакета из-под молока. Отличный кильчеватель получается и из электрической грелки. Надо лишь положить на нее лист железа, а на него уже — черенки.

Совсем несложно укоренять черенки и по методу Пузырько. Подготовленные черенки по одному заворачиваем во влажную натуральную ткань, хорошо впитывающую и так же хорошо отдающую влагу. Затем складываем в полиэтиленовый пакет, завязываем, оставляя снаружи лишь запарафиненные верхушки. И кладем на кухне куда-нибудь повыше — на холодильник или шкаф.

Нынешний кильчеватель у Давыдова сделан из двух ящиков, установленных друг на друга, которые снаружи обиты оцинкованным железом, а изнутри утеплены пенопластом. В нижнем ящике установлены четыре лампочки по 40 ватт, подключенные параллельно. Если соединить их последовательно, то, как только перегорит одна, тут же перестанет работать и вся цепь. При параллельном же подключении уцелевшие будут гореть и греть.

В верхнем ящике — мох-сфагнум. Он отлично и дезинфицирует, и влагу держит. Но перед тем как уложить, Николай Иванович его измельчает. Это необходимо для того, чтобы корни, когда пойдут, не запутывались и не рвались при пересадке. Отличная замена мху — кокогрунт на основе кокосовой стружки.

Обязательны в электрическом кильчевателе и два градусника. Там, где «пяточки», должно быть плюс 25 — 27 градусов. Больше не надо, иначе активно начнет развиваться каллюс. И если его будет больше, чем надо, корне­образование, наоборот, может затормозиться. Температура же у верхней почки — около плюс 8 градусов. Чем меньше, тем лучше. Как только корешки отрастут на 2 — 3 мм, укорененные черенки хозяин пересаживает в отдельные емкости. А через пару месяцев, когда минует угроза возвратных заморозков, — и в открытый грунт.

Огородные эксперименты

Виноградарство не единственное огородное увлечение Давыдовых. Давно «приручены» и арбузы: в этом году многие полосатые ягоды побили рекорды минувших лет, дав плоды по 12,5 кг и более. Из года в год Давыдовы выращивают только один сорт — «Романза». И только через рассаду, чтобы был задел по времени.

Гордится Любовь Дмитриевна своими перцами, томатами и огурцами. Особенно «Аллигатором». Одного плода достаточно на салат для всей семьи.

По всем правилам агрономии высажена и голубика высокорослая: в траншеи и кислый грунт. Его хозяева готовили в бетономешалке, смешивая в равных объемах песок, хвойные опилки и сосновый опад. Картофель же на участке растет под соломой.

Надо сказать, что супруги экспериментируют и на одном сорте не зацикливаются. У них что ни культура, то коллекция, будь то виноград, голубика, клубника, ежевика… А скоро появятся грушевый и персиковый сады.

sad@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter