Жители деревни Чертеж увековечивают память реабилитированных земляков

К фесту должны успеть

Жители жлобинской деревни Чертеж при поддержке райисполкома увековечивают память реабилитированных односельчан

Эта деревня когда-то лишилась большей части жителей. Как выяснилось через годы — по ложным обвинениям, многие потом были реабилитированы. Уже в новом веке их потомки собрали средства, заручились поддержкой властей и устанавливают памятную доску, чтобы имена предков не были забыты.

Местный житель Антон Ходосовский.

У ДЕРЕВУШКИ в Жлобинском районе сложный рельеф с живописными холмами, собственный гимн и очень инициативные жители. Наводят красоту своими руками, собирают средства на благоустройство, ведут страничку в соцсетях и каждое лето устраивают фест — масштабный праздник деревни, на который съезжаются сотни гостей. А еще у Чертежа непростая история, рассказывает старейшина деревни Галина Ходосовская:

— В 1930-е в деревню пришли масштабные репрессии. Забирали целыми семьями. Цифры показательные: тогда насчитывалось 115 дворов, а арестовали 112 человек. Вернулись всего трое или четверо. 

В чем причина таких повальных обвинений, зачастую не имевших под собой никаких оснований, — местные не знают. Возможно, дело в том, что жили здесь в основном поляки. Деду мужа Галины Ходосовской как раз вменяли передачу неких сведений польским лазутчикам. 

Списки репрессированных когда-то составляли их дети, больше 30 лет они хранились у местного жителя Александра Глазовского. Многих из жителей реабилитировали, когда позволила политическая ситуация. После того как о списках стало известно другим чертежанам, они собрали инициативную группу и обратились в Жлобинский райисполком. Там идею увековечить память реабилитированных поддержали. Галина Ходосовская вспоминает:

— Списки передали в музей, который совместно с нашей инициативной группой делал запросы в КГБ, чтобы получить необходимые справки о реабилитации. На сегодня уже 49 подтвержденных реабилитированных, и работа в этом направлении продолжается. 

Сельчане сами собрали средства, сдавали кто сколько мог. В итоге набралось больше 4300 рублей, и средства продолжают поступать. Дизайн памятной доски разработал местный житель Антон Ходосовский: две стелы, напоминающие страницы книги, с именами, статуэтка Девы Марии, а рядом площадка, на которой ксендз сможет проводить службы. Проект согласовали с рай­исполкомом. За изготовление взялся и Антон Викторович — у него и опыт строительных работ есть, и желание почтить память родных. Вот что он рассказал:

— Мой дед Антон Баньковский был арестован в 1933 году. Ему вменялось вредительство: какой-то слесарь паровозного депо сказал, что дед, работая на маневровом паровозе, повредил подвижной состав и передвижную электростанцию. Тогда на станции Жлобин шло громкое дело о разоблачении контрреволюционного мятежа. По делу проходили 62 человека, 40 получили высшую меру наказания. Следствие шло всего один месяц. Деда расстреляли, а больше чем через 20 лет он был реабилитирован. Вообще из наших родственников расстреляно 12 человек.

Сельчане предлагают убедиться: все согласования у них имеются, поступающие средства строго фиксируются, а желания почтить память своих близких хоть отбавляй. Работы планируют окончить к середине августа, когда будет отмечаться праздник деревни.

valchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter