В марте на экраны выйдет 2-й сезон документального проекта «Тайны Беларуси»

К Евгении Янищиц в Велесницу

Телесезон 2018/2019 на канале СТВ был изначально призван  удивить и привлечь внимание аудитории. Одним из многообещающих проектов стали «Тайны Беларуси» — первый сезон состоял из пяти серий и каждая получила немало восторженных откликов и тысячи просмотров. Да и немудрено: корреспонденты спускались в Минский метрополитен, ездили на малую родину поэтессы Евгении Янищиц и вскрывали подноготную Ли Харви Освальда… Накануне запуска новых серий «СГ» разузнала о съемках и получила ответ на вопрос, ради чего стоит смотреть «Тайны Беларуси» весной.


В ЧЕМ успех документального цикла? Включаю один из фильмов, посвященный поэтессе Евгении Янищиц, к слову, работавшей в «СГ» литературным консультантом. Кадры хроники, воспоминания учителей, сына, племянницы и соседки, трогательные стихотворения и письма мужу Сергею Понизнику, берущая за душу музыка… От голоса Михаила Кителя на глаза даже наворачивались слезы.

Продюсер проекта, заместитель директора дирекции специальных проектов Ирина Богомолова вспоминает, с чего начался документальный цикл:

— Идея принадлежит директору дирекции специальных проектов Максиму Метто. В поле зрения журналистов попали известные люди и события второй половины прошлого века. При этом старались не повторяться, не показывать то, что уже прошло на других каналах. Получилось удачно: первый сезон показал высокие рейтинги, в интернете количество просмотров одной серии доходило до 60 тысяч. Поэтому решили проект продлить: немало тайн осталось неразгаданными. В каждой истории продюсеры старались найти что-то эксклюзивное, о чем еще никто не говорил. Для этого разыскивали уникальных спикеров, в том числе за пределами Беларуси.


Одну из серий первого сезона посвятили подозреваемому в убийстве Джона Кеннеди Ли Харви Освальду, который жил в столице в начале 1960-х годов. Чтобы раскрыть тему с неожиданного ракурса, немало потрудились: коллектив разыскал в Израиле женщину, с которой у Освальда были отношения. Документальных кадров найти не получилось: команда пошла на хитрость и использовала прием ретроспекции — погружения в прошлое. В ролях героя фильма и его любимой снялись студенты Белорусской государственной академии искусств — они прогулялись по Минску, изображали ревность и ссоры. Кстати, то же самое можно заметить и в фильме о Евгении Янищиц, ведь хроники, на которой запечатлена поэтесса, очень мало. Маленькую Женю сыграла Ангелина Крыницкая, взрослую — Маргарита Кисель. В роли Сергея Понизника Илья Сладкевич. Продюсер Вероника Соколова вспоминает, как проходила работа над этой серией:

— О Евгении Янищиц снято не так уж много фильмов, поэтому команда «Тайн Беларуси» постаралась отыскать и рассказать неизвестные факты. Начали с опроса на улицах на тему, много ли людей знают поэтессу, — оказалось, даже не все опрошенные слышали это имя. В интернете о ней тоже немного информации. Мы решили копнуть глубже и отправились на ее малую родину в деревню Велесница Пинского района. Нашли класс, в котором она училась, преподавателей, которые, несмотря на возраст, помнят знаменитую выпускницу и хранят ее книги.


Удалось поговорить и с сыном Евгении Андреем, который вспоминал подробности из их с мамой жизни и рассказывал, какой она была дома, с родными. Вероника Соколова добавляет:

— Разговор выдался тяжелым эмоционально — довелось быть еще и психологом. Один неверный вопрос — и человек мог закрыться, уйти в себя. Очень важным было настроить его так, чтобы он забыл о существовании камеры. Чтобы все получилось, не нужно обманывать ни зрителя, ни собеседника. Но иногда действительно самое интересное начинается после того, как камеры выключаются.

ТАК произошло во время съемок серии о Туровском напрестольном кресте, которая выйдет на экраны в новом сезоне. Разгадкой этой тайны команда СТВ решила заняться после того, как в 2017 году Президент дал распоряжение восстановить святыню. Продюсеры встретились с доктором исторических наук Петром Федоровичем Лысенко, который рассказал, что нашел четыре иконки, вероятно, связанные с Туровским напрестольным крестом. Сомнений не было: нужно выезжать на съемки в Туров. Об этой командировке Ирина Богомолова вспоминает с теплотой:

—  Туровчане очень открытые, радовались возможности рассказать о родине на всю страну. Горисполком и местный Дом культуры помогли найти собеседников. Выезжая в Туров, готовилась взять интервью у пятерых спикеров, но там нашла еще столько же новых. Мы пообщались с монахом из соседней деревни и даже побывали на раскопках храма, разрушенного в 1230 году. Там нашли гроб с останками  женщины-дреговичанки и открыли впервые специально для телекамер.

Еще одна тайна Турова: растущие каменные кресты, о которых местные слагают немало легенд. Мол, они теплые, зимой вокруг даже тает снег. Съемочная группа проверила — на самом деле камень холодный. А благодаря ученым удалось ответить на еще один вопрос – оказалось, камни и впрямь могут расти.

К выходу на экраны готовится и еще одна серия, посвященная Олимпиаде 1980 года. СТВ покажет архивные кадры того, как Минск принимал спортивное событие, людей, которые участвовали в грандиозных стройках. Почему заинтересовались этой темой? Вероника Соколова объясняет:

— Об Олимпиаде в Москве снято немало фильмов, но нет ни одного, где бы говорилось о том, что происходило у нас. А ведь тогда не только в столице СССР появились баночное пиво и кола, но и в Минске!


Продюсеры делятся секретами телевизионной кухни — оказывается, над каждой серией работают до двух месяцев. Сначала этап продюсирования: следует обратиться в архивы, найти собеседников. Чаще всего продюсер выступает и в роли корреспондента. Потом приступают к съемкам, в которых участвует большая команда: к продюсеру присоединяются режиссер, звукорежиссер и операторы. Задача режиссера — выстроить кадр, понять, на какие детали стоит обратить внимание и что должно быть на площадке. Накануне съемки, если есть возможность, едут на «обследование» местности и выбирают точки, где будут снимать, чтобы заранее определить, какую аппаратуру брать и как выставлять свет. Как только наберут достаточно материала, команда приступает к сценарию. А потом уже монтаж и пост-продакшн — наложение музыки и спецэффектов.

— Работаем без остановки, — добавляет Ирина Богомолова. — Параллельно снимаем сразу несколько серий. Где ищем темы? Они рядом с нами: в газетах, интернете, на улицах, об этом говорят знакомые. Для второго сезона выбрали самые сочные и интересные зрителю, ведь неразгаданных тайн еще предостаточно.

haluza@sb.by

Фото предоставлено СТВ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter