О Пилатах и Шароварах, зеленой идиллии и трудном военном прошлом: мы побывали в необычном местечке на границе Слуцкого и Копыльского районов

К чему эти Придирки

Есть немало деревень в стране, куда не ходят автобусы. Сюда добраться можно лишь своим транспортом. К таким несколько удаленным от цивилизации населенным пунктам относятся Придирки Слуцкого района. Хотя трасса Р-43 и пробегает совсем рядом, здесь всегда был тихий уголок, про который в народе обычно говорят с употреблением прилагательного «медвежий». Даже в советские времена — период расцвета деревни, говорят, здесь было всего 24 хаты. Сегодня их вполовину меньше, но и то благодаря дачникам. Всего же здесь официально зарегистрировано шесть жителей, из которых трое в трудоспособном возрасте, а трое — пенсионеры.


«Работящая была…»

Наведались мы в деревню с председателем Рачковичского сельсовета Натальей Хотенко. Женщина знает каждого жителя лично и сразу прогнозирует:

— Скорее всего, нас встретят два-три человека… Поговорим о Придирках с пенсионерами. Из людей среднего возраста — Павел Рогач, здешний житель, но сейчас он работает в совхозе. 

Несколько домов в Придирках готовят к сносу в этом году.

И точно — нас встретили старожилы: Надежда Шаровар с внуком, ее соседи Валентина Барковская и Леонид Наркевич. К ним мы и заглянули в гости.


Во дворе Надежды Яковлевны нас приветствует игривый щенок. Он даже не сторож на подворье, а веселая потеха для приезжающих внуков и правнуков. Больше никаких животных пожилая женщина уже не держит — здоровье не то, а вот огородом занимается. Оказывается, Яковлевна сама из Копыльского района и приехала в малую деревеньку невестой. Но к Придиркам она с годами так душой прикипела, что считает себя местной. Похоже на правду. Лет в 17 с будущим мужем Владимиром ее познакомила крестная мама. Сосватала за веселого хлопца, который лет на пять был ее старше. Так и осталась Надежда в Придирках. Вспоминает молодость:

— В семье у жениха моего Вовы аж девять детей было, а в моей семье — четверо. Конечно, после войны жили скромно. Поэтому мы с мужем отдельно стали жить, чтобы никому не мешать. Он пошел после армии конюхом работать в колхозе, дом стал строить… 

Надежда Шаровар была в 1980-е годы ударницей коммунистического труда.
В семье Надежды и Владимира Шаровар четверо детей. Трудно было, что ни говори, но выкарабкались. Женщина быстро тараторит нам о своей хлопотливой молодости, словно хочет успеть высказаться, показывает почетные грамоты, которые получила за годы работы в колхозе:

— Полола поле мотыгой, полеводом была, коров доила… Чего только в колхозе «Рачковичи» не переделала. В нашей деревне под сотню людей жило в 1960—1970-е годы. Бураков одних сдавали по 108 тонн в месяц. Хороший колхоз был: 200 телушек, свиньи, куры… Трудились не покладая рук. Так в заботах наша жизнь и пролетела. Дети с внуками уехали, стали городскими и в Лядных работают (так местные называют поселок Лядно, что в паре километров от Придирок. — Прим. авт.).

Надежда Яковлевна разворачивает свои документы. Среди них есть трудовая с записями многочисленных благодарностей женщине и пометками о премиях. Гордостью труженицы также является красное удостоверение ударника коммунистического труда середины 1980-х. Внук Надежды Яковлевны, задумчивый молодой человек, вышел к нам на солнышко во двор и с некоторым любопытством посмотрел на бабулину память в виде интересных документов с серпом и молотом. Замечаю, что приезд наш впервые сподвиг его заинтересоваться пожелтевшими от времени бумагами, о которых он, возможно, до этого и не знал ничего. Было ведь все относительно недавно, но в то же время это уже стало историей.

Интересуюсь, а почему, собственно, такое название интригующее у деревни — Придирки? Надежда Яковлевна пожимает плечами и предлагает с этим вопросом обратиться к соседу Леониду Наркевичу:

— Кто институты заканчивал, тот и должен знать. 

Выдирки и однофамильцы

Перед поездкой я была уверена, что название деревни Придирки может происходить от слов «притирки» или «подковырки» и иметь схожее с ними значение. Но, оказалось, все не так. По словам истинного старожила деревни 82-летнего Леонида Владимировича Наркевича, который приезжает из Слуцка в родной батьковский дом на лето, место было связано когда-то с лесом и его рубкой. Потому как здесь активно «выдирали» лес, и прозвали местечко Выдирками, а потом — Придирками… Мужчина работал механиком в родном колхозе, в 1970-х отучился в столичном БИМСХ (сегодня это БАТУ) и проработал в разных строительных организациях инженером, главным энергетиком. Говорит, что в курсе происхождения названия своей малой родины:

— Потихоньку образовались эти дырки в лесном массиве, потом их обозвали Придирками и заселили народом. Более того, раньше «придирчивых» сел было даже несколько: Старые и Новые. Мы сейчас находимся в Новых. Самыми распространенными фамилиями в деревне были Пилаты и Шаровары.

Земля скрывает тайны

Пенсионер в силу возраста помнит войну, и я прошу его вспомнить тревожное детство. До войны в Придирках был колхоз «Авангард» и место относилось к Краснослободской околице. Родная деревенька с первых же дней войны была на целых три года оккупирована немцами, которые воспользовались выгодным — на отшибе — ее расположением. Леонид Наркевич рассказал, что некоторые жители прятались в землянках и не захваченных фашистами соседних деревнях. А прямо во дворе его родного дома располагалась немецкая кухня. Напротив оккупанты заняли соседское гумно. Молодых, крепких и здоровых ребят угоняли в Германию в трудовые лагеря.

Леонид Наркевич — активный садовод и пчеловод в свои годы.
— Не повезло нам очень, так как на второй день наступления уже были в нашей деревне немцы. Танки стояли, мы выскочили в чем были, побежали в село Гилевичи. Там нас приютили знакомые родителей. Потом дней через пять узнали, что наш дом сохранился, немцы никуда с этого места не сорвались, а в школе деревни Лядно организовали свой штаб. Помню, как человек шестьдесят наших пленных они вели по деревне, совсем слабых добивали и спускали на вялых и голодных людей собак, откормленных и крепких, как жеребцы, — вспоминает Леонид Наркевич. 

За деревней Придирки было болотце с деревянным мостиком. При отступлении, как утверждает Леонид Владимирович, наши военные оставили несколько своих солдат придержать объект. И, к сожалению, немцы их убили… Собеседник продолжает:

— Помню, папа мой говорил, что погибшие были в советских касках и он ходил со старостой деревни по фамилии Пилат и односельчанами их захоранивать. Место мне он показал. Я спрашивал в военкомате и райисполкоме о возможности найти останки тех военнослужащих. В конце лета 2017 года приезжала к нам специальная бригада делать поисковые полевые работы, но на указанном участке, говорят, никого не нашли. Я не присутствовал в момент поисков, был в то время в Слуцке. Переживаю теперь, что в Придирках я, наверное, один из последних жителей, кто вообще знает об этом. 

Как пояснила председатель Рачковичского сельсовета Наталья Хотенко, эта история об останках защитников Родины осталась загадкой. Если бы тех солдат нашли, то, несомненно, почтили бы память о них. Но находок у поисковиков ноль, что доказано документально. В Придирки пару лет назад приезжал 52-й отдельный специализированный батальон Вооруженных Сил. Военнослужащие несколько дней трудились на участке в полукилометре северо-западнее деревни Придирки и проделали три десятка скважин на площади 120 квадратных метров. Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн Вооруженных Сил заключило, что костных останков на данном участке не обнаружено.

shimuk@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter