К борьбе за мюзикл будьте готовы

Дети охотно ввинчиваются в кресло и не бегут в театральный буфет. Вопрос о том, каким зрелищем увлечь сегодня наших детей, увы, решается не в пользу пионерского отряда, юных тимуровцев и следопытов. С шестилетнего возраста все они увлечены дискотекой. И прыгают под оглушительную музыку до того времени, пока сил хватает. В определенном смысле дискотечный клиповый вариант развлечений настолько вошел в быт, что и серьезные театры стали заманивать зрителей спектаклем, который свободно называют мюзиклом. Хотя таковым он не всегда является.
Обратившись к истории, можно выяснить, что жанр ведет начало от английских таверн XVIII века, где показывались представления, смешавшие эксцентрику, гротеск, фарс, комедийные приемы с музыкальными номерами. И все это попросту называлось в народе кабацким театром. Рассчитанный на демократического зрителя, в начале ХХ века он победно завоевал Европу и Америку, а в начале 30-х годов добрался и до России. Здесь произошла заминка. Пышные зрелища с красивыми гёрлс, пошлостью, грубостью и долей порно у нас прижиться не могли. В СССР жанр долго не был востребован. Его полностью заменяла более скромная оперетта. В то время как на Западе уже были «Вестсайдская история», «Моя прекрасная леди», «Кабаре», в России осторожно пробили стену «Юнона и Авось» в паре с «Бременскими музыкантами». Успех был так велик, что внезапно хлынул «мюзикальный поток». Приоритет музыки, яркой зрелищности и значительности содержания мюзикла заставил даже театральные учебные заведения выпускать артистов, пригодных для этого жанра. Дорогое буржуазное зрелище с виртуозной техникой, спецэффектами долго было нам не по карману. В Беларусь мюзикл приходит через детские спектакли. Их делать дешевле. Их редко смотрит взрослый зритель и меньше к ним придирается. Дети охотно ввинчиваются в кресло и не бегут в буфет, если полтора часа их развлекают легкой музыкой, вокалом, танцем, световыми эффектами, сложными костюмами и незатейливым сюжетом. Испытывая нежные чувства ко всему, что популярно «у них», мы начинаем делать подобное и «у нас». Иногда делаем просто отлично. Первый наш мюзикл — «История любви Полосатого Кота и сеньориты Ласточки» на экспериментальной сцене ТЮЗа получил и зрительское признание, и высокие награды. По большому счету, это не тюзовский спектакль, потому что играют в нем артисты из разных театров. Инициаторами явились работающие в Русском Валентина и Алексей Ереньковы. Актеры поют вживую. Режиссер присоединила к тексту Жоржи Амаду лирику Тарковского, Верлена, Бальмонта, Цветаевой. Получился мюзикл высокого класса для вполне сознательного юношеского возраста. Актеры прошли своеобразный кастинг. Руководство театра забеспокоилось. Свои-то тюзовские спектакли не дотягивают до этого уровня, а кажется, что так просто спеть и подвигаться под хорошую музыку. Решил развернуть на основной сцене красочное шоу «Рыцарь ордена Солнца». Для этого перекомпоновали пьесу белорусского автора Петра Васюченко и пригласили хорошего театрального композитора Владимира Кондрусевича. Не учли одного: нужны первоклассные, музыкально одаренные артисты, поющие и танцующие. Фонограмма не спасет. В зрелище режиссера Натальи Башевой смешались бузина, огород, дядька, киборги и репка. Массовая культура водрузила победное знамя, а добрая наивная отечественная сказка выбросила белый флаг. В этом сезоне идея мюзикла для детей увлекла взрослые театры, где сегодня много молодежи. Новогодние подарки малышам сделали театр имени Янки Купалы и Республиканский театр белорусской драматургии. Первые в режиссуре директора театра Геннадия Давыдько по либретто песенника Леонида Прончака показали мюзикл «Африка». Благодаря солидному подкреплению приглашенных специалистов по вокалу и пластике осилили вполне приличное действо из жизни зверей с вполне человеческой философией: «Лучше дома быть Котом, чем в Африке Королем». Мысль не так чтобы свежая, но с хорошим музыкальным рефреном: «Ты и я давай дружить». Сюжет немного буксует, но артисты работают от души, демонстрируя свои музыкальные способности. Театр белорусской драматургии шел к своему мюзиклу через отличный пластический спектакль «Песни волка», через рок-фольк-оперу «Адвечная песня». Их спектакль «Айболит, Бармалей, про зверей и Бродвей» включил даже кордебалет из студентов университета культуры. Сценическая идея постановщика Сергея Ковальчика зрела давно, со студенческих лет, и только сейчас смогла осуществиться. Он, не скрывая, берет фрагменты бродвейских мюзиклов и композиции группы «Queen». Что особенно ценно, в действо активно вовлекаются маленькие зрители. Их спрашивают, как на уроке, с ними советуются, их приглашают подпеть и потанцевать, артисты берут их на руки. В кульминационный момент артисты и зрители замыкают цепочку, взявшись за руки и защищая слабых. Бродвей отдыхает, когда на сцене мастера театра Людмила Сидаркевич и Игорь Сигов. Университет культуры, конечно, не «Мулен Руж». Но если бы артистов там готовили специально для мюзиклов, было бы неплохо. Пока же это самое слабое место спектакля: воспитанники Белорусского университета культуры уступают воспитанникам Белорусской академии искусств. Поговаривают, что к полноценному взрослому мюзиклу уже готовится Русский театр имени Горького. Отбирает хлеб у Музыкального театра. А может быть, телевизионные и эстрадные шоу скоро отучат публику от посещения драматических театров, и на афишах города появятся «Оклахома» и «Чикаго».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter