Американские пошлины: получится ли у Вашингтона пересмотреть старые правила международной торговли

К барьерам

Снимите шляпы, господа, международная торговля, которую мы знали долгие десятилетия, под угрозой полного уничтожения. Будет Дональд Трамп настаивать на драконовских тарифах или пойдет на уступки — уже не важно. Экономическая торговая карта неизбежно окажется перекроенной. Каким будет новый ландшафт? Никто даже не рискует предполагать. В разворачивающейся торговой войне (прежде всего по линии Китай — США) уже экономика и рациональность отступают на задний план. На передовых позициях политика, а она непредсказуемая даже с самыми системными руководителями. И совершенно не поддается анализу в случае с эмоциональным американским политиком. Впрочем, не исключено: Дональд Трамп просто действует в стиле своей нахрапистости, которой подменяет классическую дипломатию. Резким движением он разрушил все принципы и правила Всемирной торговой организации, которые далеко не у всех вызывали восхищение. Но эти постулаты существовали десятилетиями, а на их формирование ушло добрых полвека мучительных многосторонних переговоров. Вашингтон расстроил всю систему правил почти до основания. И, пожалуй, впервые после Второй мировой войны правила международной торговли начинают формироваться если не с чистого листа, то совершенно на новых принципах. 

рисунок олега карповича

Насильственная реиндустриализация 

Даже соратники Дональда Трампа утверждают: надо не слушать этого артистичного политика, а смотреть на его действия. Поэтому не исключаю: озабоченность дефицитом внешнеторгового баланса для тотальной тарифной политики не причина, а повод. Дело в том, что отрицательное товарное сальдо в силу феноменальной позиции Штатов в мировой финансовой системе не является столь уж большой проблемой. Фактически главный эмитент мировой валюты в планетарной пищевой цепочке занимал позицию самого прожорливого потребителя, которому все мечтают (тайно или явно) положить в рот свои товары. Возникший же дефицит в международной торговле можно закрыть дополнительной эмиссией или через продажу казначейских облигаций. Их достаточно охотно покупают те же китайцы, чтобы надежно вложить свою долларовую избыточную ликвидность, полученную от торговли с США. На самом деле очень выгодная схема для американских потребителей: дешевые товары они получают фактически на свои финансовые услуги. Их генерировать более приятно, чем трудиться в поте лица на фабриках и заводах. 

Как бы мы ни относились к Америке идеологически, но с позиции экономической прагматики рынок США является очень емким при высокой маржинальности. По уровню цен с ним, пожалуй, могут поспорить только богатейшие крохотные государства — скажем Монако или Люксембург. Но в этих процветающих княжествах и герцогствах слишком мало населения, чтобы их рассматривать как достойный рынок сбыта. Есть еще Европа, но она победнее американцев. Кроме всего прочего, ЕС выстроил крепостную стену многоуровневой системы стандартизации и сертификации, через которую перелезть сложно, если вообще возможно. Для этого ее и возводили, чтобы чужие компании под ногами не путались. Словом, если не все, то многие мечтали поработать на США. И получить вместо своих товаров ликвидные доллары. Причем их всегда можно эмитировать в нужных количествах, но в разумных пределах. 

Такое положение вещей вполне устраивало с добрый десяток президентов до Дональда Трампа. Что же ему не понравилось? Деиндустриализация Штатов? Но тенденция возникла не вчера. И в первый свой срок Трамп проводил политику возвращения производств на родную землю. Другой вопрос, что акцент был сделан на стратегических отраслях. Например, на той же микроэлектронике. Логика понятна: несолидно большой державе зависеть от поставок чипов с небольшого острова Тайвань. Кстати, он де-юре является составной частью Китая, что признает Вашингтон. Более того, тайваньские корпорации добрую половину производственных мощностей перенесли в материковый Китай. А как известно, Пекин признан США ключевой своей стратегической угрозой. Действительно, получалось совсем нелогично: зависеть от ключевого оппонента в такой стратегической товарной группе, как полупроводники. Да, американцы контролировали технологии и продолжают это делать. И многие передовые производства в Азии выпускают продукцию по лицензиям. И в мирной жизни ограничены в своей самостоятельности. Но в случае обострения отношений начинают действовать совершенно другие принципы взаимоотношений. Поэтому возрождение высокотехнологичного сектора в национальной юрисдикции — понятное желание и объяснимое. 

А люди где? 

Надо сказать, что, несмотря на значительные усилия, проект по возрождению мировой славы Intel и других профильных американских корпораций оказался непростым и длительным во времени. Прежде всего из-за дефицита персонала соответствующей квалификации. Американский бизнес подсчитал: для самообеспечения микроэлектроникой одних профильных инженеров необходимо более 50 тысяч. В Китае они есть, а в США — нет. И из воздуха их не синтезируешь: нужно обучать, для чего требуются время и дополнительные образовательные мощности. По этому вектору продвижение шло, но не так быстро, как хотелось бы. 

Тем более выглядит удивительной жесткая тарифная политика против всех импортных товаров. Даже продукции легкой промышленности. Если в Штатах не найти желающих работать на интеллектуальных производствах — на фабриках чипов с относительно хорошими условиями труда, то из какого космоса спустятся сотни тысяч швей, чтобы обеспечить американцев джинсами, футболками и другой одеждой? Среди местных жителей такого количества портных не наберешь. И обойдутся они очень и очень дорого. И в Мексике рабочих не навербуешь. С одной стороны, официальный Белый дом борется с отрицательным сальдо, а с другой — с миграцией. А именно приезжие и являются источником пополнения рабочей силы. Прежде всего в низкоквалифицированных сегментах. 

Можно питать надежды на автоматизацию и роботизацию. Но безлюдные предприятия за одну ночь не построишь. Да и центры современной робототехники, говоря откровенно, находятся вовсе не в Штатах, а в Японии и Южной Корее. По этому направлению, особенно в части внедрения в производство, США не впереди планеты всей. Сеул оставил Вашингтон далеко позади. Можно догнать и даже перегнать. Но в чем до момента сладостной победы ходить по улицам? 

Вроде бы странный ход. Но сделаю предположение: ключевая цель Вашингтона не в возрождении индустриальной славы. Подозреваю, что Дональд Трамп своей тарифной политикой хочет всю мировую торговлю сплести узлом в Вашингтоне. И там же разрабатывать кодекс мирового купца, которому должны будут подчиняться все негоцианты на планете. 

Своего пренебрежения к международным и наднациональным организациям американский президент даже не скрывает. Его критика небеспочвенна. Международная бюрократия разрослась до невиданных размеров, не всегда выполняет свои функции — тоже правда. Многие концепции, разработанные еще после Второй мировой войны, тоже несколько устарели, требуют и пересмотра, и уточнения, и трансформации под новые реалии. В том числе и в части международной торговли. Существующую систему — со сложной сеткой тарифов, квот, ограничений по субсидиям и других параметров — начали разрабатывать еще в 1947 году, когда появилось Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). И переговоры велись добрые полвека, пока удалось создать современную архитектуру. Затем ГАТТ трансформировалось во Всемирную торговую организацию, к которой присоединились практически все государства. Другой вопрос, что далеко не все страны выиграли экономически от присоединения к ВТО. Обычно страдали небольшие государства, которым сложно было на равных конкурировать с США, Европой, другими членами G7 и G20. Но в последние годы и экономические центры не совсем устраивают существующие конфигурации. 

Новая торговая реальность

Мир-то изменился. За последние 20—30 лет — кардинально. Феноменально вырос Китай. Вперед идет Индия. Совершенно другая экономическая сила уже у Индонезии, Малайзии, Вьетнама, других азиатских государств. Да, когда-то им предоставляли определенные послабления по доступу на богатые рынки. Но расклад сил изменился. Назревала необходимость нового консенсуса. Но это долго, сложно. И за столом переговоров в той же ВТО тот же Вашингтон не будет председательствовать, а в лучшем случае станет сильным среди равных. И Дональд Трамп пошел по своему пути: односторонними тарифами разрушил в принципе всю систему. По крайней мере, поставил ее под сомнение. При этом Штаты готовы к переговорам. Другими словами, стремятся выстроить целую сетку двусторонних торговых договоров по всему миру, усесться в центре этой хитросплетенной паутины и дергать за ниточки, вызывая колебания во всей международной торговле. 

Ход, конечно, рискованный. Ибо тарифная проблематика вполне предсказуемо перешла из экономической в политическую плоскость. Торговые выгоды — одна история. Но Вашингтон полностью игнорирует все международные обязательства. Причем объявил торговую войну не какому-то региону или крупному партнеру, а буквально всему миру. Он может не проглотить такую пилюлю и объединиться против США. Да, вырезать Штаты из мировой торговли — болезненная операция, но в целом потоки товаров могут перераспределиться. А Вашингтон окажется с пошлинами. И с долларом, в котором без американского рынка и надобности-то особой нет. Пока быстрая партия у Дональда Трампа не очень-то и получается. С одной стороны, около полусотни (возможно, больше — даже официальные источники информации противоречивые) государств выразили готовность к переговорам. С другой — со всех сторон посыпались ответы на американский демарш. Ответные пошлины ввели в ЕС, Китае, Канаде. Блицкрига с безусловной капитуляцией не получилось. Возможно, американские политики переоценили свои силы. Не придется ли им в ближайшее время идти на капитуляцию и отыгрывать назад?! В любом случае шоу мирового масштаба Дональд Трамп срежиссировал очень интересное.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter