Беларусь осваивает берега Санкт-Петербурга и Ленинградской области

К Балтике — по новому пути

Нашей инфраструктуре в российских портах быть. Это уже не просто далеко идущие планы, а решение, утвержденное на самом высоком уровне. Во время недавней встречи Александр Лукашенко и Владимир Путин договорились, что для поставок морем белорусских удобрений, нефтепродуктов и других товаров на мировой рынок будут построены отдельные терминалы. 

Проект с чистого листа

Одной из ключевых отечественных отраслей, по которой ударил санкциями Запад через прибалтийские страны, стала логистика. Открытым, конечно, остается вопрос: кто вследствие необоснованных запретов на пользование портами пострадал больше? 

Белорусские предприятия, к счастью, сумели сориентироваться и перенаправить экспортные потоки на другие направления. А вот сотрудники транспортных компаний стран Балтии уже подсчитывают ущерб, который с каждым месяцем становится все больше и впредь будет только расти. Так, Литве до сих пор не удалось найти новых партнеров вместо белорусских, на долю которых приходилось до 30 % формирования бюджета Клайпедского порта. 

И пока наши северо-западные соседи старательно лишают себя дохода, союзники подставляют в непростой ситуации плечо. Между Минском и Москвой обсуждается тема поставок в ближайшие годы до 20 миллионов тонн грузов из Беларуси по Балтийскому морю через Санкт-Петербург и Ленинградскую область. Именно об этом на днях говорилось во время встречи Александра Лукашенко с губернатором Северной столицы России Александром Бег­ловым, а позже и с Президентом России Владимиром Путиным. Причем речь идет не об использовании российской инфраструктуры, а о появлении новой, белорусской. Когда это станет возможным и как будет продвигаться проект? 

— Важно понимать, что портовое строительство — коммерческий проект. Поэтому на начальном этапе стоит немало вопросов: насколько это целесообразно, кто будет инвестировать, в какую сумму обойдется возведение, на каких условиях пойдет его использование и так далее, — рассуждает председатель Совета Минской областной организации Белхимпрофсоюза, кандидат экономических наук, доцент Дмитрий Швайба. 

Эксперт уточняет, что здесь мы начинаем с нуля, без использования советского наследия, в отличие от Литвы, которая унаследовала мощности со времен СССР: 

— Появление собственной портовой инфраструктуры в России для нас крайне важно и фактически безальтернативно. В первую очередь ситуация в логистике осложнена действиями прибалтийских властей. Они с каждым днем удивляют все больше и ведут себя странно не только по отношению к белорусским парт­нерам, но и по отношению к собственному бизнесу. Кроме того, порты в Одессе и Николаеве, которыми мы активно пользовались до недавнего времени, сегодня находятся в зоне действий специальной военной операции.

По мнению Дмитрия Швайбы, важно понимать, что не все грузы одинаковы. Калийные удобрения и нефтепродукты, которые мы активно экспортируем, требуют особой инфраструктуры. Вполне вероятно, что для их перевалки будут освоены разные площадки.

Логистика в центре внимания

Что происходит с экспортом сейчас? Никаких простоев. Есть все возможности для белорусских грузов и в Санкт-Петербурге, и в Ленинградской области, и севернее — в Мурманске. Эти пути для экспорта будут использоваться по льготным тарифам, пока у страны не появится собственная инфраструктура. Это не раз подчеркивал Премьер-министр Роман Головченко. 

— На данный момент серьезно выросла нагрузка на железнодорожные грузоперевозки. Также идут отгрузки через порты Ленинградской области (в частности, через порт Усть-Луга). Но там есть нюанс: чувствуется конкуренция с аналогичными предприятиями России, — замечает Дмитрий Швайба. — Да и в целом существующие мощности Усть-Луги рассчитаны на объемы российских предприятий. Для наших грузов изыскиваются варианты выше производственных возможностей исходя из непростой сложившейся ситуации. 

Председатель Совета Минской областной организации Белхимпрофсоюза отмечает, что задействованы и другие пути: по железной дороге наши калийные удобрения и нефтепродукты идут к морю в Хабаровский край и Владивосток через Каспийский бассейн с четырьмя перегрузками. 

— Логистический вопрос — один из ключевых для белорусского экспорта в настоящее время, — отмечает Дмитрий Швайба. 

Никаких сомнений в том, что совместный белорусско-российский проект портового хозяйствования будет осуществлен, уже нет. Экспертные мнения сводятся к тому, что срок на это — ближайшие два года. Его диктует не просто стратегическое планирование, а требования самой жизни.

Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей Национального собрания: 

— Сегодня сложилась ситуация, когда спрос на нашу продукцию в мире крайне высок, но мы физически не можем ее отгрузить из-за проблем с логистикой. Власти Литвы сделали невозможным использование калийного терминала в Клайпеде, хотя белорусская компания является его акционером. Мы в свою очередь прекратили перевалку нефтепродуктов через клайпедский нефтеналивной порт.

Все эти проблемы сложились еще до специальной военной операции. Против Беларуси уже не впервые была развязана санкционная война, изначально задачей которой была остановка работы бюджетообразующих предприятий Беларуси. Но когда в 2020—2021 годах их не удалось парализовать искусственно созданными стачечными комитетами, с помощью Литвы началась блокада транспортных поставок наших предприятий, причем к обоюдному ущербу обоих государств. В данном случае Литва поступает не из каких-то соображений рыночной экономики, а выполняет исключительно прямой политический заказ США.

Россия уже в 2020 году предложила переориентировать наши грузопотоки на Усть-Лугу и другие северные порты Союзного государства. Сегодня мы видим, что новая инфраструктура постепенно строится. Президент лично посетил глубоководный терминал в Бронке, вопрос строительства которого обсуждался в мае на саммите ОДКБ и был решен положительно. Ковать железо надо, пока горячо, то есть пока высокие цены на белорусскую продукцию смогут окупать такого рода логистику и удлиненное грузовое плечо.

В стратегическом плане мы наблюдаем попытки Запада полностью изолировать Россию от Калининграда по суше, а значит, вопрос о доступе в Балтику рано или поздно тоже будет поднят. Ни в отношении нас, ни в отношении России не соблюдаются никакие соглашения по грузовому транзиту. Даже если завтра ситуация нормализуется, нет никаких гарантий, что нас снова не заблокируют и не нанесут ущерб.

Так или иначе, положение Клайпедского порта сейчас плачевное. И Россия, и Беларусь оттуда ушли, новых грузоотправителей Литва не найдет. Мы слышим о попытках литовцев наладить прием там американского сжиженного газа. Правда, в Польше такие газовые терминалы уже есть, и они более эффективны. Так что если белорусским компаниям будет сложно, но вполне терпимо, то вот Литва рискует потерять вообще все свои транзитные доходы. Для маленькой страны, где фактически отсутствует промышленность, потеря еще и доходов от транзита — катастрофа.

ПО СУЩЕСТВУ

Многофункциональный морской перегрузочный комплекс «Бронка» 

Обладает единственным глубоководным терминалом в Большом порту Санкт-Петербурга и имеет выгодное местоположение благодаря короткому подходному морскому каналу (всего 13 морских миль от приемного буя). Дополнительные преимущества — рядом находятся железнодорожная станция и кольцевая автомобильная дорога. 

Морской торговый порт Усть-Луга

Строится в рамках целевой программы «Модернизация транспортной системы России» на основе государственно-частного партнерства. Будет возведен многофункциональный перегрузочный комплекс, оснащенный специализированным технологическим оборудованием с общим грузооборотом до 35 миллионов тонн в год. В припортовой производственно-промышленной зоне планируется строительство перерабатывающих и обрабатывающих заводов.

В ТЕМУ

На днях пресс-служба ОАО «Компания Усть-Луга» сообщила о визите большой белорусской делегации в строящийся морской торговый порт в Ленинградской области. Оценить перспективы и возможности, а также провести деловые переговоры ездили специалисты Министерства экономики Беларуси, руководители и эксперты «Белнефтехима», «Беларуськалия», Белорусской калийной компании. 

Известно, что стороны договорились об обмене информацией для предпроектных проработок строительства инфраструктуры, предназначенной для работы с продукцией белорусской нефтехимической отрасли. Решено, что после завершения предварительных проработок будет проведено повторное совещание для принятия решения о целесообразности и возможных путях реализации совместного проекта.

kurak@sb.by 

hilkok@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter