Нелегальные маршрутчики выдают пассажирам филькины грамоты

Извоз и ныне там

Уже год, как действует обновленный Закон «Об автомобильном транспорте». Казалось бы, все маршрутчики обязаны перейти на законные методы работы: согласовывать свои направления с автовокзалами, гарантировать пассажирам безопасные поездки и нести ответственность за уровень сервиса. Но по факту билеты все так же идут мимо кассы, а нелегальный извоз процветает. В редакцию «СБ» читатели прислали уже массу каких-то подобий билетов, которые им выдали. И хорошо, если выдали вообще.


Филькина грамота


Ситуации порой анекдотические. Вот и мне с коллегой во время командировки недавно пришлось сильно удивиться. Маршрут Минск — Пинск, рабочий день, утро. Интернет предлагает нам с десяток вариантов, как добраться до нужной точки. Звоним. Диспетчер обещает: с каждым пассажиром будет составлен договор, будут и билеты. Действительно, в назначенное время водитель вручил каждому клиенту договор, взяв оплату. А билеты? Мы получили квитанции, выписанные от руки. И подтверждающие оплату не услуги по перевозке, а туристического путешествия! В договоре подробно описана программа тура: стоянка для фото у достопримечательности «Паровоз», посещение архитектурно-исторической части железнодорожного вокзала — 60 минут, прогулка по исторической части города... На все про все — 8 часов (дорога на маршрутке до Пинска с двумя санитарными остановками заняла вдвое меньше). Стоит ли говорить, что всей этой филькиной грамотой перевозчик фактически просто замаскировал свою нелегальную деятельность? Но не забыл упомянуть: стороны несут ответственность за предоставление недостоверной информации при заключении договора, неисполнение обязательств и прочее в том же духе. «Жалуйтесь куда хотите», — заявили нам.

— Увы, это не первый подобный случай, — подтвердила юрист, председатель Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров Екатерина Станкевич. — Здесь привлечь к ответственности можно уже только за одно лжепредпринимательство: оказывать туристические услуги, конечно, перевозчик и не намеревался, ввел в заблуждение своих пассажиров, прикрыв таким образом оказание услуг регулярных перевозок и уйдя от налогов.

Вместо билетов — программа туристической поездки.

Маршрут по правилам и без


Вадим Марецкий, руководитель предприятия «Евротранспорт-Сервис» — официальный перевозчик, который работает по маршруту Минск — Островец, легализовал свой бизнес сразу же, как только начали действовать нововведения. Сетует:

— Нелегалы очень много говорят о свободной конкуренции. Но на самом деле мы сейчас оказались в неравных условиях. Каждая моя машина проходит обязательный технический контроль перед выходом в рейс, водитель — медосмотр. Я работаю честно, даю гарантии пассажирам. Назову такие цифры: за один заезд на вокзал я плачу по 3 — 4 рубля с каждой машины. В месяц — около 6 тысяч рублей. Плюс налоги — ни один билет не идет мимо кассы. А сколько платят теневые маршрутчики? Около 100 рублей в месяц. Налог с одного билета — 5%. Но ведь они пробивают билеты крайне редко, хорошо если 1 — 2 с рейса...

К слову, о конкуренции. Каждый нелегал всеми способами вытесняет тех, кто хочет работать по закону. Простой пример с маршрута Минск — Островец. Теневик, чтобы собрать как можно больше пассажиров, демпингует, предлагая добраться до столицы на 2 рубля дешевле. Плюс выпускает в рейс машину на 10 — 15 минут раньше официального перевозчика, буквально перехватывая людей с остановки. А если что, не ровен час, случится в дороге? Недавно под Сморгонью перегруженная маршрутка (в салоне людям пришлось стоять и сидеть на специально подготовленной табуретке!) перевернулась, есть пострадавшие. Но вот получат ли компенсацию пассажиры — большой вопрос.

Штрафами не напугать?


Вывести нелегала на чистую воду не так-то просто. Недобросовестные маршрутчики опять нашли лазейки в законодательстве. Поэтому законопослушные водители решили сами с ними бороться. Ездят с нелегалами как простые пассажиры, фиксируют все нарушения и с фактами доказывают, что те не платят налоги и вообще ведут теневой бизнес. Есть успехи. Недавно с помощью Ассоциации профессиональных перевозчиков пассажиров удалось наказать нелегала по маршруту Минск — Островец на 260 базовых величин, в Бресте перевозчик, игравший не по правилам, получил штраф почти 9 тысяч рублей. Благодаря усилиям контролирующих органов одной из гродненских организаций, скрывающей прибыль, пришлось заплатить в общей сложности около 40 тысяч долларов — штрафы, налоги, отчисления в ФСЗН... Но даже это — капля в море, учитывая, сколько налогов недополучает государство от каждого такого ловкача. Скажем, по направлению Минск — Логойск у юриста Екатерины Станкевич накопилось 8 томов официальных ответов и бумаг. За 440 дней работы лишь одного нелегального перевозчика сравнительным методом установлено скрытой выручки на 978 тысяч рублей!

— Причем предприятию, ответственному за организацию перевозок в регулярном сообщении в Минской области, о ситуации известно. Но уже год как другой перевозчик в регулярном сообщении пытается заключить договор... Это касается, к сожалению, не только логойского направления. На некоторых направлениях до сих пор сохраняются очереди на маршрутное такси, но нам дают ответ: мол, транспорта там достаточно. А если есть спрос, мы знаем, что будет и предложение. Вопрос: в законном ли поле?

КОМПЕТЕНТНО

В Министерстве транспорта и коммуникаций рассказали, что операторы автомобильных перевозок проводят постоянный мониторинг ситуации и в случае необходимости оперативно принимают меры, чтобы увеличить количество транспорта и организовать дополнительные рейсы. На 1 января перевозчиков частной формы собственности, выполняющих междугородные автомобильные перевозки в регулярном сообщении, было 224 (203% по сравнению с 23.01.2018), количество маршрутов увеличилось до 200 (180%), машин — до 824 (268%). В прошлом году транспортная инспекция в этом сегменте выявила следующие нарушения:

■ необеспечение контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы — 136 фактов;

■ допуск водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр, к выполнению автомобильных перевозок — 207 фактов;

■ отсутствие отметки о прохождении государственного технического осмотра — 4.454 факта;

■ наличие неисправностей, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении — 816 фактов;

■ нарушение режима труда и отдыха для водителей — 7.418 фактов.

Ответственность для нелегальных перевозчиков предусмотрена статьей 12.7 КоАП. Дела по ней рассматриваются судами.

ЦИФРЫ «СБ»

По информации экспертов, только в Минской области в нерегулярном сообщении ежедневно работают десятки нелегалов:

■ Минск — Логойск: 61 кругорейс;

■ Минск — Молодечно: 60 кругорейсов;

■ Минск — Борисов: 51 кругорейс;

■ Минск — Жодино: 51 кругорейс;

■ Минск — Узда: 54 кругорейса;

■ Минск — Слуцк: 60 кругорейсов;

■ Минск — Солигорск: 63 кругорейса;

■ Минск — Березино: 41 кругорейс и другие.

КСТАТИ

■ Как показали события февраля-марта 2018 года, «нерегулярщики» способны парализовать целые направления, если что-то пошло в разрез с их интересами, — просто не выехать в рейс. Регулярный же перевозчик на забастовку не имеет права.

■ Пассажир должен понимать: государство эту сферу контролирует в первую очередь для его же безопасности. Скажем, в каждом автобусе регулярного сообщения установлен навигационный прибор, который контролирует, не опаздывает ли водитель в рейсе, не мешает ли другим перевозчикам и, самое главное, соблюдает ли скоростной режим. Именно его превышение — основная причина аварий.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter