«Извлекли левое легкое, а дальше...»

БЕЛОРУССКИЕ хирурги несколько дней назад сотворили настоящую сенсацию. В отделении торакальной хирургии и трансплантации легких Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей, что на базе 9-й столичной клиники, наши специалисты впервые в истории отечественной медицины извлекли легкое, очистили его и имплантировали обратно. Сама операция называлась правильно так: сублобарная аутотрансплантация. А проводила сложнейшее хирургическое вмешательство бригада из девяти сотрудников центра, возглавлял которую заведующий отделением Сергей ЕСЬКОВ.

Первая в Беларуси (и вторая в мире!) операция по пересадке части жизненно важного органа длилась около шести часов и прошла успешно

БЕЛОРУССКИЕ хирурги несколько дней назад сотворили настоящую сенсацию. В отделении торакальной хирургии и трансплантации легких Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей, что на базе 9-й столичной клиники, наши специалисты впервые в истории отечественной медицины извлекли легкое, очистили его и имплантировали обратно. Сама операция называлась правильно так: сублобарная аутотрансплантация. А проводила сложнейшее хирургическое вмешательство бригада из девяти сотрудников центра, возглавлял которую заведующий отделением Сергей ЕСЬКОВ.

Самочувствие прооперированного пациента — 58-летнего минчанина — сейчас хорошее. К слову, такая операция в мире проводилась лишь единожды — в марте прошлого года о подобном вмешательстве сообщили японские хирурги. А спустя полгода об успехе заговорили и у нас…

— У пациента была опухоль левого верхнедолевого бронха с переходом на начальные отделы нижнедолевого. В таких случаях, как правило, удаляют все легкое. Но у нас была другая ситуация, поскольку у пациента были образования и на правом легком. Поэтому мы извлекли левое легкое, пораженную верхнюю долю и шестой сегмент нижней доли удалили, а здоровую часть нижней доли имплантировали в плевральную полость. Главная сложность в проведенной операции заключалась в том, что нужно было соединить структуры различного диаметра, — рассказал о ходе операции Сергей Еськов.

Вообще, освоение новых трансплантационных технологий и внедрение на белорусской земле самого передового опыта — ключевое направление развития центра. Пример этому — операция по сублобарной аутотрансплантации легкого.

— Команда справилась хорошо. Но все равно оценивать результат работы отделения торакальной хирургии и трансплантации легких в центре мы будем не по выполнению какой-то одной операции — пусть даже первой и единственной в мире, а прежде всего по созданию программы трансплантации легких в Беларуси, программы с определенным количеством трансплантаций ежегодно и с хорошими результатами. Только тогда мы можем сказать, что с задачей отделение справляется и команда работает отлично, — говорит «БН» руководитель РНПЦ «Трансплантации органов и тканей» доктор медицинских наук Олег Руммо.

Кстати, отделение торакальной хирургии и трансплантации новое в этом центре и первое в нашей республике. Открылось оно совсем недавно — в ноябре прошлого года. Первая же операция по трансплантации легкого запланирована на второе полугодие 2013-го. Сейчас в отделение госпитализируют пациентов для обследования и постановки в лист ожидания донорского органа. Отметим, что ежегодно в Беларуси в операции по трансплантации легких нуждаются около пятидесяти человек. А еженедельно в отделении проходит 5—6 операций.

 Корреспонденту «БН» удалось проникнуть за стеклянную дверь с надписью «Посторонним вход воспрещен».

— Любая операция начинается с переодевания. Если будут нарушены такие нормы, то можно занести какую-нибудь инфекцию, — объяснила старшая медсестра-анестезист Тамара Петрученя.

Бахилы, халат, шапочка и маска — традиционная форма для операционной.

— Ни в коем случае ни до чего не дотрагивайтесь! У медперсонала-то руки обработаны, — предупредила медсестра. После таких слов волноваться начинаешь еще больше. В операционной — тишина, только иногда хирург дает инструкции. По меркам этого центра, такая операция не самая сложная. Я стала свидетелем операции у пациента, который имеет непонятное заболевание легких.

— Естественно, чтобы успешно лечить человека, нужно выяснить, чем же он болеет. Было решено в условиях общей анестезии провести видеоторакоскопию. Это когда в тело человека над пораженным органом вводятся специальные инструменты через прорезы, и при помощи оптики мы видим, что происходит внутри. Это очень облегчает диагностику, — пояснил мне врач-анестезиолог-ревматолог Леонид Болонкин.

Кстати, наблюдать за проведением операции главврач может дистанционно, прямо из своего кабинета — все компьютеризировано. В центре используется самое передовое оборудование: около 50 процентов белорусского, 30 процентов немецкого, 10 процентов американского, а также других стран, преимущественно европейских.

А вот иностранцам сделать операцию по трансплантации органов в нашей стране не очень просто. Во-первых, в отличие от белорусских пациентов, для лечения нужно получить специальное разрешение в Министерстве здравоохранения РБ. Во-вторых, жители других стран имеют квоту на проведение операций, которая ограничивает количество их выполнения до 10 процентов от общего числа. Помимо всего, операции для иностранцев выполняются платно.

Несмотря на все условия, спрос на операции большой. С таким потоком нуждающихся в трансплантации белорусские центры не справляются, поэтому отказ получают 9 из 10 обратившихся иностранцев.

— Сделав одну операцию иностранному гражданину, мы совершенно спокойно можем выполнить три трансплантации белорусам. Ведь деньги за операции уходят на то, чтобы увеличивать их количество нашим гражданам, — объяснил Олег Руммо.

Белорусские специалисты помогают развивать технологии в области трансплантации в близлежащих регионах — часто выезжают на мастер-классы в соседние страны. Так, в прошлую пятницу наши врачи ездили в Днепропетровск, где выполняли операцию по трансплантации почки.

А что в регионах? В нашей стране трансплантации органов проходят не только в Республиканском научно-практическом центре трансплантации органов и тканей.

Первая региональная пересадка почки проведена в Бресте в 2011-м. А к началу этого года в центре было проведено уже более 50 таких операций. В прошлом году открылся центр трансплантации в Гомеле, а в начале этого года первую операцию по трансплантации почки провели в Гродно. Кроме этого, на базе Республиканского научно-практического центра «Кардиология» работает программа по трансплантации сердца. Именно тут проходит большинство операций такого вида. А в Детской городской клинической больнице № 2 проходит трансплантация почки детям.

В случае несогласия быть донором необходимо обратиться в поликлинику по месту жительства, написать заявление и направить его в РНПЦ трансплантации органов и тканей. В любой другой ситуации предполагается, что человек согласен, чтобы после его смерти органы были использованы в операциях по трансплантации.

Надо сказать, за последнее время Беларусь серьезно продвинулась в развитии трансплантологии — занимает в этой области медицины лидирующее место среди стран СНГ и демонстрирует среднеевропейский уровень в оказании помощи пациентам, нуждающимся в трансплантации. В год на миллион жителей проводится 29 операций. В 2012 году провели 274 трансплантации органов: 201 операция по пересадке почки, 52 операции по пересадке печени и 21 операция по пересадке сердца.

— Конечно, это не такой результат, как у мировых лидеров — Испании и США, — но это, как минимум, в три раза выше, чем в России. А достигли мы таких показателей в кратчайшие сроки! Буквально в 2005 году на миллион человек проводилось всего лишь 0,8 трансплантации, — отметил Олег Руммо.

Сейчас в листе ожидания на трансплантацию органов находится более 800 человек, среди которых около 700 человек ожидают пересадку почки, печени — 85 человек, сердца — 40 человек. Любая трансплантация и дальнейшее послеоперационное наблюдение для белорусов — бесплатно.

Наталья БОРИСОВЕЦ, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter