В Институте экономики НАН рассказали о тенденциях и перспективах развития рынка труда до 2025 года

Извлечем пользу из уроков труда

Выстраивание планов по социально-экономическому развитию страны немыслимо без учета тенденций на рынке труда. Поэтому в Основных положениях проекта Программы социально-экономического развития на 2021—2025 годы существенное внимание уделено усилению роли трудовых ресурсов как важнейшего элемента экономики государства. 

Ведь эти ресурсы, которые сегодня принято называть более модным словосочетанием «человеческий капитал», являются одним из факторов конкурентоспособности. Как его умножить в Беларуси? Насколько новые формы занятости и микробизнес способны развить национальные компетенции? Как выиграть жесткую конкуренцию за трудовые ресурсы с соседями? Об этом «Р» поговорила с заведующей отделом человеческого развития и демографии Института экономики Национальной академии наук Анастасией Бобровой. 

Созданы благоприятные условия, благодаря которым малый бизнес получил дополнительное конкурентное место на рынке.
ФОТО АЛЕКСАНДРА КУЛЕВСКОГО

Между рынком и знаниями

— У нас достаточно квалифицированные работники. Свыше 30 процентов занятых — с высшим образованием, у 23 процентов есть среднее специальное образование, у 28,5 процента — профессионально-техническое. Это статистика по наличию дипломов у сотрудников. Есть данные о мнении работников по поводу соответствия своей квалификации занимаемой ими должности. Около 62 процентов считают, что их знания соответствуют рабочему месту, 17 процентов уверены: должность превышает их квалификацию. Значит, есть возможности для роста. 3,6 процента работников полагают, что их образование и знания превышают необходимые для занимаемой должности и они профессионально деградируют. Интересно, что 17,4 процента считают, что их квалификация соответствует служебным обязанностям, но их работа не связана с базовым образованием. Эта цифра беспокоит, так как косвенно свидетельствует о несоответствии образования потребностям рынка. И это серьезная проблема, поскольку невозможность реализовать свои компетенции лишает стимулов к развитию и профессиональному росту. Соответственно, сложно в такой ситуации говорить об эффективном использовании и развитии человеческого капитала. 

В последние годы много внимания уделялось микробизнесу, самозанятости, ремесленничеству. Дают ли эти институты эффект для совокупного развития человеческого капитала? Несомненно. Конечно, не каждый ремесленник становится мастером, далеко не все самозанятые развивают какие-то уникальные направления. Скорее эти механизмы были задействованы в определенные моменты развития страны для решения проблемы безработицы. И государство создало благоприятные условия, благодаря которым самозанятые и микробизнес получили дополнительное конкурентное место на рынке. Наверное, пришло время проанализировать результаты расширения подобных форм занятости по различным критериям: какой есть макроэкономический и социальный эффект, насколько достигают цели созданные государством условия для таких людей. 

Например, у нас в балансе трудовых ресурсов выделяются люди, которые ведут приусадебное хозяйство. В 2018 году таких граждан насчитывалось 117 тысяч человек. Это около двух процентов от трудовых ресурсов и около 2,6 процента от занятых в экономике. В 2019 году приусадебным хозяйством занималось уже 98 тысяч человек. Пока их количество снижается. Интересны будут результаты 2020 года, чтобы понять тренды, в том числе узнать, оценили ли люди меры государственной поддержки. Или все-таки приусадебное хозяйство перестало являться привлекательным видом деятельности и белорусы предпочитают трудиться в других сферах. 

Самозанятость — хорошая возможность и реализовать себя, и заработать.
SB.BY

Век учись

— Для всеобъемлющего развития национального человеческого капитала необходимо развивать междисциплинарные исследования. Например, доля неформальной занятости в несельскохозяйственном секторе составляет около 8 процентов от трудовых ресурсов. Это те, кто работает на условиях устной договоренности. Но в каких сферах трудятся эти люди — IT, производство, строительство, другие услуги, — неизвестно. Соответственно, мы ничего не знаем об их квалификации, уровне образования и мотивационных стимулах, чтобы выйти на легальный рынок труда. Около 96 процентов занятых в экономике у нас трудятся по тем или иным договорам найма. Около четырех процентов трудятся не по найму, на себя, являются частными предпринимателями и относятся к другим формам занятости. Причем один процент этих людей привлекает еще работников по найму. Опять же, об уровне квалификации и других характеристиках этих людей мало информации. У нас достаточно много различных цифр по рынку труда, но не всегда понятны их составляющие. На мой взгляд, для более эффективного развития человеческого капитала необходимо провести ряд глубоких исследований. 

Например, сегодня вырисовывается серьезная проблема — работа не по образованию. Сейчас в ссузах выпускникам дают сразу три-четыре квалификации, что повышает их ценность на рынке труда. Однако выпускники не всегда используют этот потенциал, хотя зарплаты по их специализациям могут быть выше средней по республике. Но есть одно условие: необходим опыт работы. А его не все хотят приобретать, предпочитая низкоквалифицированные вакансии. Справедливости ради надо отметить: зарплата там иногда действительно выше, чем у молодых специалистов по квалифицированным направлениям. И молодежь ведется на эту удочку. Вот так получается, что ради относительно небольшой финансовой выгоды в краткосрочном периоде выпадают из профессии, поскольку знания и навыки базового образования теряются, а не развиваются. Как переломить такую тенденцию? Надо изучать этот вопрос. Объективно у нас есть проблемы с мобильностью населения из-за узкого рынка арендного жилья и других факторов. Возможно, необходимо для молодых специалистов формировать некую дорожную карту, чтобы они оценивали в среднесрочной перспективе и свои затраты, усилия, и материальные, карьерные выгоды от работы по профессии и повышения компетенций. 

Либерализация рынка труда, оптимизация штатов на предприятиях и повышение пособий по безработице — тупиковая стратегия. Если повысить пособие до уровня минимального прожиточного минимума, то у нас может оказаться достаточно много добровольных безработных. Сторонники этой идеи приводят опыт западных стран, но не всегда отражают все аспекты их системы. Например, в Германии пособия по безработице выплачиваются в размере определенного процента от последней зарплаты работника. Однако государство скрупулезно контролирует безработных, налагает на них определенные обязательства: они должны искать работу, всегда быть на связи, не могут никуда поехать, а это мешает поиску работы… Насколько такой подход эффективен? Очень неоднозначный вопрос. 

Не возвращать, а привлекать

— Отток кадров, особенно молодежи, является определенной проблемой. Выдвигались даже различные программы по возвращению соотечественников на родину, предлагалось создавать для них определенные преференциальные условия. На мой взгляд, подобный подход, реализуемый некоторыми странами, несет в себе ряд противоречий. Во-первых, такие программы могут быть эффективными только при значительных финансовых затратах. Во-вторых, возникает противоречие: преференции получают мигранты, что вызывает непонимание у жителей, которые трудились в стране, строили ее, возрождали, платили налоги. А теперь они используются на создание условий для мигрантов, которые покинули родину в не самые простые времена. Объективно говоря, не самый справедливый подход. Более логично работать на упреждение, чтобы люди не уезжали.

Надо понимать, что в современном глобальном мире поездки за рубеж на учебу, стажировки — нормальный процесс. Другой вопрос, что очень важно, чтобы потом люди возвращались на родину. И тут можно использовать опыт Китая. Его граждане учатся по всему миру, при выборе работы у них преобладают экономические факторы. Но они никогда не теряют связи с родиной. Для граждан КНР одним из мостиков со своей страной являются институты Конфуция, которые созданы во многих государствах. Полагаю, что аналогичные механизмы может использовать и Беларусь. Конечно, это достаточно сложные проекты и полностью скопировать китайский опыт мы не сможем, но определенные элементы их подходов можем внедрить. 

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter