Извлечь и уничтожить

Под Слонимом готова к утилизации первая партия ДДТ из Самары

Под Слонимом готова к отправке на утилизацию первая партия опасного пестицида

Шестую неделю в Альбертинском лесничестве идут работы, за которыми, затаив дыхание, наблюдает весь район. В конце мая специалисты Республиканского отряда спецназначения МЧС разбили здесь лагерь и подготовили оборудование. В первых числах июня из Самары прибыли полторы тысячи пластиковых бочек — и операция по утилизации масштабного захоронения ДДТ началась.

Пятнадцать километров от Слонима, еще 3 км от основной дороги в лес — и вот он лагерь. Семь рабочих площадок. Тяжелые грузовики, воздухохранилище, авторазливочная станция… И четыре палатки. В полукилометре справа — опасное наследство советских времен: 900 тонн пестицидов, захороненных в 1970-х годах. Раньше дуст считался первым средством от сельхозвредителей. Сегодня он сам попал в категорию особо опасных для здоровья человека химикатов. Вердикт однозначен: извлечь и уничтожить. 

— Работаем весь световой день — двумя сменами по 12 человек. Сначала с 7 до 14 часов, затем — с 14 до 21. Захоронение представляет собой две траншеи с сыпучим ДДТ габаритами 15 на 50 метров и бункер для хранения жидких пестицидов. Об аккуратности советских рабочих говорить не приходится: в раскопе мы натолкнулись на дырявые канистры, баки, истлевшие бумажные пакеты… Все разбросано хаотично, поэтому извлекать приходится крайне осторожно. Есть и еще один нюанс: по истечении 40 лет мы имеем дело не с классическим белым порошком, а гремучими смесями пестицидов — зелеными, фиолетовыми, серыми… Поэтому даже на мойке и транспортировке спасатели работают в фильтрующих противогазах. Ввиду сложности работ каждому из них положен доппаек: литр молока и пол-литра сока с мякотью, — рассказывает «Р» Василий Шалепин, заместитель начальника Центра радиационной и химической защиты РОСН МЧС. — В день одна смена упаковывает сорок пять 80-килограммовых бочек, вместе — девяносто. Таким образом, в сутки из котлована мы поднимаем на поверхность более 7 тонн опасного пестицида.

Все быстро и просто только на словах. На деле — куда сложнее. Экскаватор снимает ковшом верхний слой плотной глины, которым «накрыто» захоронение. Затем в раскоп спускаются спасатели, одетые в прорезиненные костюмы Л-1, с аппаратами на сжатом воздухе и специальными рукавицами-крагами. Лопатами они засыпают ДДТ в бочки, закрывают и тележками вывозят на поверхность. Затем каждую бочку моют и отправляют в весовую: здесь ей присваивается учетный номер. Только после этого герметично запечатанный химикат отправят на площадку для хранения. Сегодня здесь дожидается отправки первая партия пестицидов 3-й категории опасности — более 1100 бочек весом свыше 100 тонн.

— Тендер Минприроды на утилизацию пестицидов выиграла немецкая фирма. По условиям договора ее специалисты частями будут забирать складированные бочки и увозить их в Германию. Уничтожат ДДТ в специальной печке при температуре свыше 1000 градусов по Цельсию, — объясняет Василий Шалепин. — Как ожидается, все работы должны закончиться к ноябрю 2011 года.

…Но пока спасателям не до отдыха. В 14.00 — смена караулов. Первая группа, отработав в жарких костюмах 7 часов, отправляется на мойку средств защиты и обед. Вторая — облачается в защитное снаряжение и спускается в раскоп… Даже ночью над разрытыми траншеями с пестицидами будет гореть свет. Постовые не сомкнут глаз до утра: ведь до ноября посторонним здесь делать нечего.

------------------------------------------

Цифра

Работы по утилизации Слонимского захоронения финансирует Всемирный банк. Общий бюджет проекта — порядка 3 млрд. рублей.

------------------------------------------

В тему

Аналогичные работы по извлечению пестицидов сейчас идут в Петриковском районе. Там предстоит обезвредить более 3000 тонн ДДТ.

------------------------------------------

На снимках: для утилизации захоронения под Слонимом потребуется 15 000 таких бочек; работы в раскопе продолжаются с утра и до позднего вечера.

Фото: РОСН МЧС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter