Извинительный эгоизм

О социальном капитале

Прочитала новость, которую можно было бы отнести к разряду курьезов, очередной хохмы, в общем, того, на что мы обычно машем рукой со словами: «Да ну, несерьезно все это...»


Но, как говорил классик, все глупости делаются с умным выражением лица, в том числе и нынешняя «глупость» под названием кризис, которому не находится исчерпывающего внятного объяснения. А пока серьезные теории и толкования зреют, в ход идут жанры полегче...


Жириновский дал о себе знать, призвав отказаться от традиционного банкета по итогам сессии. По мнению руководителя фракции ЛДПР Игоря Лебедева, отказ от банкета в условиях кризиса станет отличным морально–воспитательным жестом. Об этом вице–спикер Владимир Жириновский доложил в официальном письме на имя своего начальника Бориса Грызлова, присовокупив пару–тройку других примеров чрезмерных трат депутатов.


Депутаты Думы уже отмахнулись со словами: «Да ну, несерьезно все это...» Или как сказал депутат из «Справедливой России»: «Не надо доходить до маразма...»


Между делом замечу, что из–за такого маразма спикер британского парламента ушел в отставку, впрочем, британская демократия российской не указ. Да и речь не об этом.


Владимир Жириновский, конечно, мастер политического балагана, но в одном ему не откажешь: он всегда угадывал общественные ожидания, тренд, одним словом. И вопрос, за чей счет банкет, задан совсем не случайно. В дальнейшем он может конвертироваться в солидные проценты рейтинга.


Вот только ответа на этот вопрос нет сегодня ни у кого. Имею в виду политического ответа. Ну никто же всерьез не возьмет на вооружение лозунг большевиков «экспроприации экспроприаторов» с последующей дележкой капитала по справедливости. Проходили уже... Да и нет в экономике такой категории — «справедливость». Зато есть то, что еще во времена одного российского премьер–министра было названо «Миша — два процента».


Но даже если не доходить до таких крайностей, как коррупция и мздоимство, то все равно общеизвестный факт: в основе либеральной экономики лежит такое фундаментальное качество человеческой натуры, как эгоизм. Желание удовлетворять свои потребности, и чем дальше, тем больше. И никакими призывами прекратить этот вселенский «банкет» пока не удалось. Или вы хотите здесь со мной поспорить и привести другие примеры? Нет? А жаль...


А между тем альтернатива человеческому эгоизму как двигателю мировой экономики есть, утверждает Фрэнсис Фукуяма. Казалось бы, странно это слышать от человека, который когда–то написал «Конец истории. Последний человек», где утверждалось, что либеральная (американская) демократия является венцом и где–то даже концом истории. В начале 90–х автору казалось: движение современного общества абсолютно предсказуемо «на основе потребностей жизни, свободы и стремления к счастью, чаще всего понимаемого как потребность в собственности».


Как сказано тогда в одной из рецензий на книгу Фукуямы: «Есть лишь потребности, и главная — не отстать от соседа. Сосед стал богом последнего человека».


Но жизнь подсказала другое решение проблемы... Один из разделов новой книги Фукуямы «Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию» так и называется — «Двадцатипроцентное решение». Знаете, что это такое? 20 процентов — это социальный, или человеческий, как сегодня утверждает Фукуяма, капитал.


Позвольте цитату: «Мы можем считать, что неоклассическая экономическая теория права где–то на восемьдесят процентов: она сумела открыть нам некоторые важные истины о функционировании денег и рынков, потому что ее базовая концептуальная модель рационального и корыстного поведения человека работает в восьмидесяти процентах случаев. Однако в реальном человеческом поведении остаются те двадцать неучтенных процентов, в отношении которых неоклассическая модель практически бесполезна».


20 процентов — это «взаимодействие, моральные обязательства, ответственность перед обществом и доверие...»


Утопия, говорите? А между прочим, «Дженерал моторс» обанкротился, потому что американцы перестали покупать дорогие «Хаммеры». 80 процентов, возможно, сделали это ради экономии, но уверена, что на 20 процентов это был осознанный отказ от роскоши. И не важно, что сосед ездит на «Понтиаке»...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter