Жители деревни Нежевка Червенского района просят помочь возобновить автобусный маршрут Минск — Нежевка

Извилистый маршрут в глубинку

В очередной раз проникнуться проблемами сельской глубинки редакцию «СБ» заставили письма...

В очередной раз проникнуться проблемами сельской глубинки редакцию «СБ» заставили письма Валентины Хмур: «Жители деревни Нежевка Червенского района, а также жители Минска, имеющие родных и близких в этой деревне, просят помочь возобновить автобусный маршрут Минск — Нежевка, постоянно действовавший до 1 апреля 2013 года!» Деревня, по ее словам, полностью отрезана от внешнего мира, а население, в большинстве своем ветераны Великой Отечественной, заслуженные пенсионеры, люди преклонного возраста, обойдено вниманием. Да, такие аргументы игнорировать нельзя. Причем Валентина Григорьевна уже обращалась и в Миноблисполком, и в ОАО «Миноблавтотранс», но, утверждает, получила лишь черствые отписки: «Чиновников не волнуют нужды простых людей, они имеют служебный транспорт. Вся надежда, что любимая газета пробьет стену бюрократии и бездушия».


Корреспондент «СБ» отправилась в Нежевку и познакомилась с ее обитателями.


Путешествие из Минска в Нежевку


Пятница. Первый автобусный маршрут, предлагавший свои услуги в данном направлении, отправлялся в 16.00 от автостанции Минск–Восточный и имел конечную точку маршрута Новые Зеленки. Следующий — в 20.00, а потом уже последний в 20.40.


— С вас 24 тысячи 300 рублей! Но это только до пункта Гребенка, а там — по указателю до Нежевки пешком. Километра три... — обозначила перспективы приветливая кассир.


Только билетик был уже без места. Остальные, стало быть, раскуплены? Получается, вот оно — первое свидетельство транспортных нестыковок. От Минск–Восточный автобус тронулся лишь с десятью пассажирами, включая меня. Зато на станции Автозаводская прибыло так, что не протолкнуться. Обилечивать тех, кто уже не успевал в кассу, пришла кондуктор. Интересуюсь: так всегда?


— Ну что вы! В основном по пятницам и воскресеньям, когда образуется поток студентов и дачников. А так маршрут полупустым ходит... С 1 октября, когда закончится льготный период для пенсионеров, и этот поток станет куда реже.


Окидываю взглядом салон. Молодежи — человек 8 — 10, остальные — люди в преклонном возрасте.


Более 50 километров от Минска до Гребенки преодолели лишь... к 17.40, часто останавливаясь и добирая пассажиров. К этому моменту в автобусе стало ненамного свободнее. Со мной вышли всего два человека: студентка и местный житель лет пятидесяти. Однако придорожный указатель перспективу до Нежевки рисовал не в 3, а во все 4 километра! «Лишний» километр, не учитываемый стандартами транспортного сообщения, лежал через саму деревню Гребенка. Этот относительно густонаселенный пункт пестрит перекрестками, а потому помощь местных жителей пришлась кстати:


— Прямо, потом налево до магазина, потом направо и снова налево... А что, вас никто не встретил? Первый раз? Так вечереет... А там дорога через лес!


Такая программа, признаюсь, в мои планы не входила. Как и полное отсутствие попутчиков. Еще раз смотрю на часы: 17.53. Месяц–другой — и в это время здесь будет темно.


Обмен обидами


Прогулка по гравийке через старый лес мне не понравилась даже при свете дня. Жутковато. А тут еще в десяти метрах из леса вдруг вышел седой старик в выцветшем плаще, пристально меня осмотрел, а потом скрылся обратно... На счастье, появилась машина, и женщина–водитель приветливо пригласила в салон. Это была председатель Валевачского исполкома Елена Чикановская:


— Ваша миссия, конечно, благородна, но не думаю, что перспективна, — и Елена Михайловна в два счета описала мне прошлое, настоящее и будущее уже, по сути, вымирающей Нежевки. Еще лет 20 назад жизнь здесь кипела. До столицы и обратно жителей деревни возил ежедневный рейс. Лет 10 назад автобус стал курсировать лишь по субботам и воскресеньям, причем однократно. Отживает свое деревня, нынче постоянных жителей — 40 дворов. И все пенсионеры. Остальные дома, еще около 60, тоже не заброшены, но «оживают» лишь в дачный сезон и преимущественно по выходным... С апреля рейс Минск — Нежевка вовсе отменили — нерентабелен! Интересуюсь, а кто такая Валентина Григорьевна Хмур?


— Так это же наша минская дачница! — общими усилиями проливают свет четверо пенсионеров и заведующая местным сельмагом Лариса Лаппо. Идею автора письма, между прочим, поддерживают активно:


— Мы не ради себя, а ради детей наших, которым эти 4 километра, чтобы навестить стариков, теперь придется преодолевать и в пургу, и в дождь... А если что–то с огорода взять? На горбу нести? Машины–то далеко не у всех, — подмечает 57–летняя Людмила Выченок.


Ее сосед, 56–летний Иван Николаевич Крук, ставший инвалидом II группы на службе в МЧС, отмену прямого транспортного сообщения очень переживает:


— Мои врачи — все в госпитале МВД в Минске. Там приходится бывать часто. А сейчас к операции готовлюсь. Придется искать машину...


Впрочем, остальные жители Нежевки обслуживаются преимущественно в медучреждениях Червеня. А тут ситуация терпимая: до Червенской больницы и прочих элементов вполне развитой инфраструктуры райцентра, как выяснилось, по понедельникам, четвергам и пятницам можно доехать маршрутом Червень — Нежевка. В общей сложности — 32 рейса в неделю. А если со здоровьем стало плохо внезапно, то в Нежевку безотказно приезжает «скорая». Да и в самой Гребенке имеется фельдшерско–акушерский пункт с закрепленным на такие случаи транспортом.


85–летний Николай Знак вспомнил, как вызывал себе такси, чтобы попасть домой из Червенской больницы: «70 тыщ содрали! А дело–то не вчера было...» Конечно, накладно и хлопотно. Но разве даже минские пенсионеры, да и обычные горожане, не попадают в затруднительные ситуации, когда нужно вызвать такси? Или, к примеру, призвать на помощь близких? Вместе с тем и коренные нежевцы, и местные дачники, по их словам, не просят лишнего, а хотят лишь восстановить прежнее сообщение со столицей по «маршруту выходного дня». Утверждают, что рейс был всегда востребован. А если и не очень рентабелен, то неужто материальная составляющая настолько перевешивает понятие элементарной заботы о людях?


Цифры как аргумент


Не то чтобы перевешивает, но и не на последнем месте, рассуждают в «Минсктрансе». Там неоднократно анализировали работу маршрута и отметили, что показатели только ухудшались. Пробовали даже приостанавливать на зиму, но даже сезонная работа была крайне невыгодной: в Нежевку — неполный салон, а обратно вообще 2 — 3 человека. Маршрут готовы передать любому другому перевозчику. Это в советские времена междугородные рейсы дотировались из бюджета, сейчас — одни убытки...


Картину в цифрах обрисовала главный экономист автопарка № 6 Минска, обслуживавшего маршрут Минск — Нежевка, Ольга Ходанович:


— По данному маршруту за первый квартал удельный вес доходов в расходах — 14,3 процента. В денежном выражении убытки составили 11,9 миллиона рублей. Таким образом, доходы на 1 километр пробега — 1.700 рублей, а расходы — 9.900 рублей. Среднее количество пассажиров на рейс — 8 человек при наличии 40 посадочных мест. И такая картина наблюдается далеко не первый год. Как видим, не спасали ситуацию и пассажиры, пользовавшиеся маршрутом в попутном направлении. Сегодня до ближайшего от Нежевки населенного пункта Гребенка выполняется 52 рейса в неделю по маршруту Минск — Новые Зеленки: 2 раза по будням и 3 раза по выходным. Доходы в расходах по этому маршруту составляют почти 40 процентов. Разумеется, расходы в интересах граждан парк берет на себя, понимая нужды людей. Пока отказываться от маршрута мы не намерены...


В то же время такое недавнее нововведение, как платные дороги, снова заставляют перевозчиков взять в руки калькулятор. И, надо полагать, далеко не всегда очередные перерасчеты будут в пользу жителей отдаленных мест с их транспортными трудностями. И уж тем более неактуален разговор о дачниках, которые сегодня едут, а завтра дома посидят.


— Жалоб и писем, аналогичных обращениям Валентины Хмур, у нас горы, — сетует начальник отдела перевозок ОАО «Миноблавтотранс» Александр Солодкий. — Но обратите внимание: 90 процентов из них просят дать ответ на конкретный минский адрес. А потому речь не о несчастных пенсионерах Минской области, отрезанных от благ цивилизации. Маршруты, в разумной степени удовлетворяющие социальные потребности жителей того или иного уголка региона, работают в соответствии с графиком. Возможно, до Нежевки решился бы ехать кто–то из частных перевозчиков, но вот 3 километра гравийки... Приходится учитывать все. А на этом маршруте, если объективно, одни минусы.


Обрисовали мне и еще одну проблему, свойственную, впрочем, не только данному направлению: мелкое воровство водителей. Когда заходит пассажир, дает, скажем, на 5 тысяч меньше, зато согласен не брать билет. Жалобщики об этом знают. Но в письмах своих гневных, разумеется, не пишут. Не это ли отчасти объясняет, почему количество купленных билетов существенно меньше числа жалоб? Вот такая непростая арифметика.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №179 (24316). Вторник, 24 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter