«Изумительный диверсант»…

В годы войны широко были известны имена партизан-подрывников А.С. Азончика, Э.В. Лавриновича, В.А. Парахневича, Ф.А. Малышева и других, на боевом счету которых числились десятки пущенных под откос вражеских эшелонов. Девять подрывников стали Героями Советского Союза. Среди них и Григорий Аркадьевич Токуев

В годы войны широко были известны имена партизан-подрывников А.С. Азончика, Э.В. Лавриновича, В.А. Парахневича, Ф.А. Малышева и других, на боевом счету которых числились десятки пущенных под откос вражеских эшелонов. Девять подрывников стали Героями Советского Союза. Среди них и Григорий Аркадьевич Токуев. 

Он родился в 1917 году в д. Поташевка Ровдинского района Архангельской области. 

Великую Отечественную войну встретил командиром взвода 214 ВДБ в звании лейтенанта. Как и многие бойцы и командиры Красной армии, испытал все тяготы начального периода войны: отступление, окружение, плен. Трижды попадал в плен и каждый раз устраивал побег. 20 мая 1942 года ему удалось пробраться к партизанам. 

Вскоре Токуев стал лучшим бойцом-подрывником Копаткевичского отряда, а затем 125-й Копаткевичской бригады Полесской области. Возглавляемая им диверсионная группа за период с июля 1942-го по май 1943 года спустила под откос 34 железнодорожных эшелона, из которых лично Г. Токуев – 16. За боевые подвиги Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1943 года Григорий Аркадьевич был награжден высокой наградой – орденом Ленина, а приказом начальника БШПД от 15 июня 1943 года – медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. 

14 мая 1943 года Токуев по вызову БШПД самолетом прибыл в Москву. При личной встрече с секретарем ЦК КП(б)Б, начальником Центрального штаба партизанского движения Пономаренко он рассказал о делах бригады, своей группы, высказал свои соображения по совершенствованию боевых операций и диверсионной работы. 

22 июля 1943 года Григорий Токуев получает командировочное предписание БШПД на отправку в тыл врага для выполнения спецзадания. По прибытии в свою бригаду приказом по партизанскому соединению Полесской области от 23 августа 1943 года он назначается командиром вновь созданного диверсионного отряда. 

В Национальном архиве Республики Беларусь хранится письмо Г. Токуева на имя П.К. Пономаренко, датированное 20 октября 1943 года. В нем отважный подрывник пишет: «Товарищ генерал-лейтенант, сегодня исполняется два месяца со дня организации нашего отряда. Хотим мы Вас уведомить о боевых делах нашего отряда по борьбе с немецкими захватчиками в тылу за этот период. 

На боевом счету нашего отряда имеется 15 спущенных под откос вражеских эшелонов, из них больше половины с живой силой, остальные с техникой и боеприпасами. 22 паровоза противника выведены из строя путем обстрела из ПТР (противотанковое ружье), группами нашего отряда уничтожено 280 рельсов железнодорожного полотна… 

Товарищ генерал-лейтенант, мы просим Вашей помощи выслать для нашего отряда побольше тола, автоматов 20 шт., ручных пулеметов 5 шт., винтовок 20 шт., ручных гранат и патронов… 

Ждем Вашего ответа и указаний в дальнейшей работе. 

С комсомольским приветом командир отряда Токуев». 

На письме резолюция П.К. Пономаренко: «Тов. Ганенко (зам. начальника БШПД), прошу иметь в виду помощь тов. Токуеву. Этот изумительный диверсант был у меня на приеме». 

Ганенко в свою очередь дает указание по инстанции: «В соответствии с резолюцией тов. Пономаренко прошу включить в план первоочередной заброски груза». 

Думается, что необходимое вооружение и боеприпасы отряд Г. Токуева получил. Тем более что в рапорте от 14 марта 1944 года на имя начальника БШПД Токуев сообщает сведения о боевой деятельности отряда, которые говорят сами за себя: пущено под откос 40 эшелонов противника, выведено из строя паровозов – 38, разбито вагонов – 228, уничтожено рельсов – 378 и т.д. 

Беспрерывные диверсии на коммуникациях врага, тяжелейшие условия походов, засад, нервное напряжение сказались на здоровье партизана. В марте 1944 года Г. Токуев тяжело заболел и был отправлен самолетом в советский тыл на лечение. До освобождения Белоруссии оставалось 4 месяца. 

В мае 1944 года  начальник БШПД П.З. Калинин подписал наградной лист на представление Г. Токуева к присвоению ему звания Героя Советского Союза, а 16 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР он был удостоен этого высокого звания. 

После выздоровления Григорий Аркадьевич находился в резерве БШПД, а 26 июня 1944 года был направлен в распоряжение ЦК КП(б)Б «для использования на работе по специальности». С этого времени и до конца жизни Белоруссия стала для Токуева второй родиной. 

Сразу после освобождения Минска он направляется на работу в аппарат Белорусского республиканского совета ДСО «Спартак», где проработал до ухода на пенсию в 1969 году. Занимал руководящие должности: председателя и зам. председателя общества, проводил активную работу по пропаганде физической культуры и спорта, по военно-патриотическому воспитанию молодежи, часто выступал с лекциями и беседами в школах, производственных коллективах, заочно учился в институте физической культуры. 

За заслуги перед страной в годы Великой Отечественной войны, плодотворную работу в послевоенные годы Григорию Аркадьевичу была назначена персональная пенсия союзного значения. Он награжден значком «Отличник физической культуры» и занесен в Книгу почета Центрального совета и Белсовета ДСО «Спартак». 

Умер Григорий Аркадьевич Токуев 9 октября 1995 года.

На снимке: Г.А. ТОКУЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter