
Валерий Колесинский на выставке «Дар Прометея» в Витебске
Оказывается, некоторые из них – настоящие произведения искусства промышленной графики. Над их созданием трудились художники, фотографы, текстовики и другие работники.
В советское время был налажен строгий контроль за разработкой сюжетов рисунков и клише, с которых печатались этикетки. А поскольку Советский Союз был самым крупным экспортером спичек, спичечная этикетка стала мощным средством пропаганды и рекламы.
На коробках размещали изображения памятников, представителей флоры и фауны, литературные или фольклорные сюжеты, национальный орнамент, портреты известных людей и даже рисунки игрушек. Часто печатали пословицы, лозунги.
Всего коллекция члена Белорусского союза художников, члена правления Белорусского республиканского общественного объединения коллекционеров Валерия Колесинского насчитывает более тысячи спичечных коробков и этикеток, выпущенных на фабриках разных стран мира в разные эпохи.
«Самая ценная в моей коллекции коробочка спичек с надписью на белорусском языке «Чырвоная Бярэзiна» cтоимостью 1½ копейки, – рассказывает Валерий Францевич. – Ведь именно полкопейки раньше были самой мелкой монеткой. На этикетках можно увидеть изображение многих интересных исторических фактов».
Узнать, когда в мире появилась первая спичка, сколько стоили спички в царские времена, а также про расцвет и упадок увлечения филуменией, можно на выставке в Витебске.
Фото предоставлено Витебским областным краеведческим музеем