Изображая жертву

Жалобы туристов на фирмы, «подсуетившие» не тот пляж, отель и даже мыло в душевой кабине, идут нескончаемым потоком...

Жалобы туристов на фирмы, «подсуетившие» не тот пляж, отель и даже мыло в душевой кабине, идут нескончаемым потоком. Но не только недобросовестные менеджеры сомнительных компаний портят отдых честным гражданам. Бывает и наоборот: мы сами себе ставим палки в колеса. Не зная броду — суемся в воду. Как это произошло с белорусом в Таиланде. Домой он не вернулся. Утонул в озере.


Печальную историю рассказала Ирина Коноплицкая, председатель общества «Защита потребителя». Она с 70–х годов связана с судебными делами, но нынешние ситуации ее не перестают удивлять. Поехал человек с женой в Таиланд. Предложили им поплавать на плотах. Экзотично! В компании финна и немца белорус поплыл на плоту, поскользнулся и упал прямо в воду. Мощное течение унесло тело, которое нашли только спустя 3 дня. Кто виноват и что делать? Ответа нет до сих пор. Потом жена несчастного обращалась и в МИД, и в Министерство спорта и туризма с единственной просьбой: отменить прогулку на плотах. Только не в силах белорусских ведомств повлиять на внутренние дела тайцев.


В этом году пришлось несладко и туристам, и фирмам. Из–за беспорядков на Ближнем Востоке многие путешественники, увы, не добрались до заветных пляжей и отелей. А деньги пропали: места–то забронированы. Кругленькие суммы — уже на счетах где–нибудь в Египте. Пострадавшие требуют компенсации. И суды становятся на их сторону.


Впрочем, расхожее правило о том, что клиент всегда прав, нигде так сильно не дает сбой, как в туризме. Судятся отдохнувшие белорусы нередко из–за сущих мелочей. «В номере не было мыла», «помыла в отеле голову шампунем — якобы от этого выпали волосы» — жалобы смешные, но они тоже рассматриваются. Правда, часто отклоняются.


Самый казусный случай произошел совсем недавно. Две подруги поехали в Турцию. Из–за какой–то накладки им не хватило мест в забронированном 5–звездочном отеле. Приятельниц срочно поселили в 7–звездочный, без доплаты! По возвращении в Минск путешественницы пожаловались, что испытали дискомфорт из–за того, что окружающая публика «ходила на пляж в бриллиантах», а несчастные белоруски — в купальниках «со Жданович». «Мы чувствовали себя общипанными курицами», — дословная цитата из иска. За моральный урон туристки потребовали от фирмы компенсации. И получили свое. Сначала суд заставил выплатить им по 850.000 рублей. Но компания подала кассационную жалобу — и следующий суд снизил сумму до 300.000. Общество защиты прав потребителей в этой ситуации стало на сторону фирмы не случайно. Ведь никогда прежде никто не сетовал на переселение в лучший отель взамен худшего!


Чтобы не возникали вопросы по приезде домой, турист должен сам заранее предусмотреть если не все, то элементарные ЧП. Сделать это просто. Нужно, чтобы в договоре было указано, какие услуги фирма обязуется предоставить, кто и за что несет ответственность и главное — у вас на руках должен быть чек с суммой, уплаченной за поездку. Иначе вы ничего не докажете. Прецеденты, когда у клиента на руках была только стандартная квитанция об оказанных компанией туристических услугах на сумму, к примеру, 115.000 рублей и ни одного подтверждающего документа о 3.000 долларах, отданных, собственно, за путевку, — обычное явление. Без бумаги в суде никакие доллары не отсудите.


Но уж если в путешествии вы столкнулись с множеством неудобств и напастей, то снимайте все нарушения своих прав и некачественный сервис хотя бы на мобильный телефон.


Главное, что советуют эксперты, — выезжая за рубеж, всегда подключайте роуминг, хотя бы для эсэмэсок. Чтобы, в случае чего, сразу сообщить о своих проблемах близким. Надеяться, что в далеком краю вам сразу придут на помощь, не стоит.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter