Изобилие без аппетита

Каждый девятый проверенный санитарными врачами магазин уличен в продаже просроченных продуктов питания
Каждый девятый проверенный санитарными врачами магазин уличен в продаже просроченных продуктов питания

В субботу, 3 сентября, житель Волковыска Василий Гущин ел колбасу. Обычную «кровянку», купленную в ближайшем магазине «Дружба». «На «Салями» с «Барской», а тем более бастурму «Кобринскую» мой пенсион не тянет, — признается Василий Дмитриевич, — вот и купил «кровянку». Как всегда, первый кусочек предложил любимцу — Чапе. Пес обнюхал угощение и разочарованно отошел. Затем к блюду приблизилась кошка Муха. Лизнула и гордо удалилась. Ну что ж, говорю, не хотите — мне больше достанется. Но вскоре о сказанном сожалел. Колбаса оказалась соленая до горечи и по консистенции размазня размазней — нож не режет». Осилив примерно половину куска (денег–то жалко), пенсионер Гущин отправился в районный центр гигиены и эпидемиологии, прихватив чек из магазина. Не без пререканий, но колбасу у него взяли.

Через некоторое время, пережив расстройство желудочно–кишечного тракта, Василий Гущин получает ответ главврача: «При выходе в магазин 3.09.05 установлено, что колбасы кровяной производства ОАО «Волковысский мясокомбинат» в реализации не было. Колбаса кровяная «Кавецкая» поступала в продажу 2.09.05 по товарно–транспортной накладной в количестве 26 килограммов 300 граммов и в тот же день была реализована». «Странно, — подумал пенсионер, — а что же я тогда съел?» И отослал эту загадку в «СБ».

«Видите ли, — говорит заведующая санитарным отделом Волковысского центра гигиены и эпидемиологии Галина Волковыцкая, — гигиеническая экспертиза продукции по показателям безопасности производится только при наличии сведений о дате производства, сроках годности и условиях хранения. По жалобе покупателя в торговой точке, где был приобретен продукт, мы берем пробы всей партии, а еще лучше — нескольких образцов из разных магазинов. Тогда можно сделать объективное заключение. В «Дружбу» наш специалист пошла через полчаса после обращения Гущина. Но исследовать было нечего. Продавец сказала, что в тот день Гущин действительно покупал колбасу, но другую, и с чеком за 3 сентября, судя по всему, принес нам кусок «кровянки», купленной 2–го числа».

Но поскольку факт этот недоказуем, а пенсионер Гущин искренне расстроился и даже всплакнул, услышав такие обвинения в свой адрес, я решила поставить вопрос иначе.

— А могла ли теоретически «кровянка» «Кавецкая», поступившая в продажу 2 сентября, испортиться на следующий день?

— Что вы! Сейчас мясокомбинаты выпускают продукцию со сроками хранения 10, 12, 15 суток. «Кровянка» в полиамидной оболочке хранится 5 суток, — отвечает заместитель директора магазина ТООО «Дружба» Янина Огильба.

— А если колбаса была накануне вечером отрезана от целого куска, — интересуюсь у технологов Волковысского мясокомбината, вспомнив слова Гущина, что он купил не целый батон, а его остаток, лежавший на витрине, — каков ее срок хранения?

— 36 часов.

— А что делает магазин с нереализованными в установленные сроки продуктами? — снова вопрос к заместителю директора «Дружбы».

— Таких случаев у нас не бывает никогда! Заказываем столько, сколько продается, — отвечает, — а как другие, не знаю.

Зато я знаю. Магазины Волковысского района, по данным центра гигиены и эпидемиологии, 28 раз замечены в продаже просроченных продуктов. И, кстати, по сравнению с 2004 годом нарушений выявлено на две трети больше.

— Ну а в принципе: куда девают торговцы «синих» птиц, засохшие колбасы, прокисшее молоко и прочее продовольствие, пережившее оптимальные сроки хранения?

— Снимают с продажи и выбрасывают, — утверждает начальник отдела Министерства торговли Татьяна Краснюк. — Молочные и мясные изделия не подлежат дальнейшей обработке. Черствый хлеб заводы принимают за полцены, делают потом из него панировочные сухари, например. Как правило, опытные товароведы отслеживают сроки годности товаров.

Уже почти поверив, что обслуживают нас, образно говоря, «белые и пушистые» работники торговли, я вспомнила, что совсем недавно лично принесла из гипермаркета прокисший йогурт, хотя сроки годности на этикетке позволяли его есть еще по меньшей мере два дня. Ведь и хранить товар тоже можно по–разному.

Однако, что такое личные впечатления, не подтвержденные статистикой? Ерунда, пустой звук. Но есть и цифры.

— В среднем за месяц мы проверяем 25 магазинов, — рассказывает инспектор Минского общества потребителей Вячеслав Шмат. — Умножьте эту цифру на 9, итого 225 с начала года. А теперь представьте себе, что лишь к 12 из них претензий не было. Это примерно 5 процентов! Самые распространенные нарушения — обвес покупателей и продажа продуктов с истекшими сроками реализации.

А в целом по стране за 9 месяцев года нам хотели продать около 20 тонн продуктов без документов, удостоверяющих качество, и еще 40 тонн продовольствия с истекшими сроками реализации. Но, как вы понимаете, в этом случае намерения торговцев были вовремя скорректированы врачами–гигиенистами. Около 7 тысяч должностных лиц оштрафованы на полмиллиарда рублей.

Без малого 40 процентов торговых организаций и предпринимателей из 34 тысяч допустили нарушение санитарных правил и норм. Это каждый второй магазин, павильон, киоск и каждая третья торговая точка на рынке. Примерно 9 процентов продавцов попались на реализации продуктов без удостоверений качества и безопасности. А что касается просроченных продуктов питания, то они обнаружены в каждом девятом проверенном магазине, павильоне, киоске и только на одном из пятидесяти рыночных прилавков.

Нетрудно догадаться, почему. На рынках больше обороты и контроль пожестче. Есть лаборатории ветеринарно–санитарной экспертизы. А что до магазинов, павильонов и киосков, тут картина иная. Ассортимент стал больше. Тысячи наименований товаров. Недоглядели, не выложили на прилавок поприметнее и привет — срок реализации истек. А что значит вот так просто взять и уничтожить продукт, за который деньги плачены? Как их потом отработать, если рентабельность торговли у нас балансирует где–то на уровне 1 процента? Широкий жест в интересах потребителя неминуемо оборачивается ростом убытков, снижением зарплаты, оборотных средств. А если видимых признаков порчи еще нет, срок годности продукта истек только вчера и покупатель невнимателен? Как тут не соблазниться?.. Что же до расстройства желудочно–кишечного тракта, то ни один врач не возьмется установить точную причину недомогания. Это ж не эпидемия. И скандалить придет не каждый. Я, например, в гипермаркет с йогуртом не возвращалась. Пенсионер, который считает каждую копейку, наверное, явится. Но у него продукт можно и принять обратно с извинениями, если, конечно, чек он сохранит. Кстати, с колбасами в данном случае сложнее всего. Домой отнес, в магазине партию продали. И все. Санстанция не возьмется тестировать такой продукт на безопасность.

«В стране, конечно, есть специально аккредитованные лаборатории, которые исследуют состав пищевых продуктов и их микробиологические показатели, — говорит ведущий инженер отдела госнадзора Белгосстандарта Валентина Алексеева, — но работают они, как правило, с промышленными предприятиями и не бесплатно. Рядовой гражданин, конечно, может заказать такое исследование, но стоит это в десятки раз больше, чем кусок «подозрительной» колбасы».

А нюансов в производстве мясных изделий хоть отбавляй. Например, по стандарту «Докторская» колбаса, независимо от того, где она изготовлена — в Гродно, в деревне Снов или Минске, — должна быть одинаковой по вкусу. Рецептура одна. Однако на каждом мясокомбинате колбаса будет разная, потому что, например, в Минске используют в основном замороженное мясо, в Снове — свежее. Да и сырье на мясокомбинатах воруют. И где контроль руководства меньше, там и колбаса получается рыхлая.

К старым, известным еще со времен великого и могучего СССР рецептурам приготовления колбас, добавились сотни новых. Технология изделий меняется, в ход идут пищевые добавки, колбасу приправляют мукой, крахмалом, соевым белком, стабилизаторами. Это обязательно указывается на этикетке и легко угадывается в названии продукта. Если вы покупаете «Докторскую–люкс», то чистого мяса там будет меньше, чем в просто «Докторской». Делается это все с одной целью: разнообразить ассортимент и предложить товар, доступный человеку любого достатка.

«Соблюдение стандартов обеспечивает качество и безопасность продуктов. Однако вкусовые свойства бывают различные и не всегда они устраивают нас, как потребителей, — рассуждает Галина Готовко, главный специалист отдела стандартизации Белгосстандарта, — но это уже лежит на совести изготовителя. На каждом заводе невозможно посадить госинспектора. Лучшая оценка работы предприятия — это повышенный спрос на его продукцию».

А что до пенсионера Гущина, у него, к сожалению, нет никаких шансов доказать, что в магазине «Дружба» ему продали некачественный продукт. Ведь даже факт собственного недомогания он не зафиксировал вызовом врача.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter