Мы изучили рынок льняной одежды: что шьют, из чего и для кого?

Изо льна рубашка ближе к телу

В жару охлаждает, в холод согревает. Почему каждый белорус и хоть раз побывавший у нас турист должны знать ответ на эту загадку? Горожанин ответит: кондиционер. Правильный же ответ — лен, а если быть точнее, одежда из него. Время ли сегодня поднимать эту тему, ведь сарафаны, шорты и платья изо льна припрятаны до следующего лета? Почему бы и нет. В обществе сильны стереотипы: мол, одежда из такой ткани имеет сезонный характер. Однако последний тренд: производители, крупные и мелкие, спешат привить любовь к эконарядам и в межсезонье, для чего отшивают коллекции, которые прекрасно дополнят стильный образ осенью и зимой. Ведь наши предки носили национальные вещи круглый год и на своем опыте знали: в рубахе изо льна летом прохладно, а зимой, наоборот, тепло. Так что сегодня в Беларуси происходит на рынке льняной одежды: что производят, из чего и для кого?

Заместитель директора минского магазина «Лянок» Татьяна ЛАГУН демонстрирует продукцию из белорусского льна.

Коллекции шьют, а сырье в дефиците

Оршанский льнокомбинат известен натуральными тканями и изделиями из них не только у нас, но и за пределами страны. Иностранец вернется домой из Синеокой обязательно с льняным полотенцем, скатертью или куколкой-белорусочкой, потому что наверняка знает: лен — это бренд, символ, визитная карточка Беларуси. Любопытный факт: до 2016 года Орша специализировалась исключительно на предметах обихода — постельном белье, скатертях, полотенцах, пледах… Если одежду и шили (те же пижамы), то мелкими партиями. Что подтолкнуло к ее производству в больших масштабах? Начальник управления внешней кооперации Светлана Орлова объясняет просто: производители одежды стали покупать меньше оршанской ткани. Хотя анализ рынка и показывал, что спрос на предметы гардероба из натуральных тканей растет. У такой одежды, заверяет специалист, большое будущее:

— Уверенности придавал и следующий факт: кто, как не мы, лучше знает свою ткань и ее высокое качество? А начиналось все так: в 2016 году на швейной фабрике выделили участок для пошива одежды, где было занято 13 швей. В первый год изготовили 15 тысяч сарафанов, платьев, туник, топов... Каждый следующий объем производства удваивали. В этом году на фабрике появилась отдельная линия по пошиву одежды, то есть свое дизайнерское бюро. Сегодня нашу торговую марку знают многие, любят, идут за обновками в фирменные магазины «Беларускі лён». Их по стране уже 19: в столице, во всех областных центрах, Пинске, Бобруйске. В ближайших планах еще четыре. На российский рынок через торговые дома в Москве и Иваново уходит 15 процентов изделий. К слову, сейчас любому предприятию без фирменной торговой сети выживать сложно. Свои магазины — возможность продать товар без посредников, а значит, по привлекательной цене и сформировать покупательскую аудиторию.

Кстати, об аудитории. Она пре­имущественно женская. Почему? Не секрет, что вещи из льняной ткани требуют ухода: сразу после стирки нужно погладить. А для мужчины важно надеть и пойти. Начальник отдела маркетинга льнокомбината Нина Баранова рассказала, что на предприятии установили инновационное оборудование: льняная ткань практически без химикатов проходит дополнительную отделку — так называемую сухую стирку, при которой ткани трутся друг о друга и становятся мягче, приобретая естественную мятость. Такие вещи гладить не нужно.

— Да, пока ориентируемся в основном на женщин, но в будущем достигнем баланса между женской и мужской одеждой, — уверена Нина Баранова. — К примеру, разрабатываем линейку мужских сорочек. Работаем и над тем, чтобы развеять миф, будто лен — исключительно летняя ткань. В наших коллекциях много моделей, которые можно носить круглый год, — это базовые брюки, жакеты, жилеты, сорочки.

А что с сырьем? Заместитель директора по производству и сырью Оршанского льнокомбината Наталья Велюгина не скрывает: с этим не все так гладко, как хотелось бы. Для полной загрузки фабрики № 3, которая производит ткани для одежды, требуется 2700 тонн длинного волокна в год. Его средний номер — 12 и выше. Но все льнозаводы Беларуси более пяти лет выращивают максимум 600 тонн высококачественного сырья. У остального урожая номер волокна куда ниже, соответственно, и ткань выходит грубая, годится для скатертей, штор, обуви. Мужскую сорочку из нее не сошьешь. А потому сырье приходится докупать у европейских фермеров. И лучше не по образцам: они могут быть идеальными, а вот приехавшая партия так себе. Случалось, машину импортного товара на льнокомбинате разворачивали обратно, а уплаченная сумма замораживалась на два-три месяца. Пандемия коронавируса добавила трудностей: границы открываются-закрываются, лично ездить за партиями проблема. Выход на­шли: запаслись турецкой вискозой и будут комбинировать лен с этим сырьем. На комбинате заверяют: изделия не потеряют приставки «эко», а вискоза, тоже натуральный продукт, придаст одежде блеск и струящийся эффект.

Экотовары на прилавках

Магазин «Лянок» — торговая точка в столице на проспекте Независимости, популярная у туристов и знаменитостей. Товаровед, а в прошлом зав­маг Наталья Мякшина за руку здоровалась с Сильвио Берлускони, обслуживала супругу президента Турции Реджепа Эрдогана. Некоторых итальянских туристов, интересующихся льняными изделиями, раньше видели в магазине три-четыре раза в год и знали в лицо, высоким делегациям тоже никто не удивлялся. Пандемия внесла свои коррективы в работу: приезжих мало, у белорусов же невысокий интерес к готовым изделиям, в коллективе у многих сокращенный рабочий день. Ситуацию спасают модельеры, которые регулярно покупают оршанскую ткань и отшивают одежду. Ведь здесь самый богатый ассортимент льнополотна. Вероятно, тишина в магазине еще и потому, что льняные изделия сейчас продают в каждом торговом центре. Это раньше «Лянок» был едва ли не монополистом.

Одежду из льняной ткани можно найти не только в столичных магазинах. Новые коллекции приезжают и в регионы. К тому же во многих райцентрах есть фирменные магазины швейных фабрик, предлагающие одежду из натуральных тканей. Поинтересовались, можно ли собрать льняной образ в Брестском центральном универмаге. Магазин работает со многими белорусскими производителями: помимо крупных поставщиков — Оршанского льнокомбината, ЗАО «Калинка», — в ЦУМе представлена одежда от витебской «Полинушки», фабрик художественных изделий Слонима, Пинска, Бобруйска. Однако у таких нарядов есть сезонность.

— Для льна в универмаге отдельная секция. Летом предлагаем полный ассортимент: платья, блузки, сорочки, юбки. Едва ли не каждый белорусский производитель старается к этому периоду что-то сшить изо льна. Спрос летом понятен: ткань дышит, — поясняют товароведы универмага. — Цены разные: блузка женская, к примеру, от 39 до 64 рублей, платья — от 81 до 108, сорочка мужская — от 55 до 66. В межсезонье акцент смещается на национальные убранства — вышиванки, которые покупают не только туристы.

 На Слонимской фабрике художественных изделий действительно уже переключились на сувенирную продукцию и вышиванки. Из летней коллекции одежда еще есть в столичном «Кирмаше», магазинах Бреста, Лиды, Гродно, но в остатке. Некоторые модели можно заказать на сайте фабрики. Позиций немного, но выбрать наряд по вкусу можно. Прицениваемся: платья — от 50 до 70 рублей, блузки по 40, жакеты — 60. Понятно, что крупные производители следят за продажей и спросом. Поэтому логично, что зимой либо перепрофилируют коллекции (например, к Рождеству и Новому году), либо ищут другие тематические направления.


Самостоятельные же дизайнеры работают в ином ключе — исходя из заказов. Известный мастер из Кобрина Марина Бонифатьева подтверждает, что в последнее время вкусы покупателей все разнообразнее. Люди понимают ценность натуральных материалов.

— Лен в тренде. Несмотря на то что изделия из него мнутся, это свое­образный показатель статусности. Если в натуральном, значит, состоятельный. Некоторые производители из других стран такую одежду специально запаривают и заминают, чтобы выглядела еще более натурально, — поясняет Марина. — Кстати, все больше людей предпочитает льняную одежду не только летом, но и зимой. Материал уникален: в жару позволяет коже дышать, а в холод сохраняет тепло. Поэтому среди заказов можно встретить утепленные пальто изо льна.

Интересуемся у мастерицы, какие модели популярны (она работает не только над национальной одеждой). В списке заказов платья, сарафаны с вышивкой, туники, блузки, сумки и рюкзаки. Наряды шьет из оршанского льна. По-прежнему ценятся наборы для венчания, крестин. Это, говорит, вечные тренды. К слову, среди покупателей Марины — известные личности. Многим запомнилось платье жены министра иностранных дел Владимира Макея Веры Поляковой на одном из светских раутов. Уникальный наряд с вышивкой в виде деревенской хатки мастерица сделала в единственном экземпляре. Как, впрочем, и многие другие наряды. Часть из них представляла на недавних «Дажынках» в кобринском Дивине, отдельные модели хранит дома.

— Человек должен прийти и посмотреть, пощупать, — считает мастер. — Одежда изо льна — не спонтанная покупка. Но если в гардеробе что-то появляется, лен становится любовью на всю жизнь.

bizyk@sb.by

ostapchuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter