Изнанка белорусского отбора «Евровидения» от первого лица
— Ольга, для вас это уже шестой по счету конкурс, каждый раз его сопровождает немыслимое бурление сплетен, слухов и подковерных игр. Мне кажется, микроклимат в местном шоу–бизнесе сильно подпорчен «Евровидением».
— Отнюдь. Пройдет неделя–другая, эмоции улягутся, и кровные враги станут снова закадычными друзьями, будут встречаться на концертах, целовать и обнимать друг друга — артистам, продюсерам деваться некуда, страна маленькая, и надо очень бережно относиться к коллегам. Я только надеюсь, что люди потом друг перед другом хотя бы извиняются. В этом году досталось, конечно, нашему «легионеру», как его любят называть, — Алексееву. Его сопровождала сумасшедшая волна неприятия, которая, я уверена, в конечном итоге только добавила ему популярности и сыграла в плюс. Нет сомнения, что окончательно суперзвездой в Беларуси его сделали его же конкуренты по финалу «Евровидения», предопределив в результате исход голосования.
— Каждый год, в принципе, финалисты выбирают, против кого дружить.
— В этом году эта дружба «против» началась раньше обычного. Артист, клип которого собирает 35 миллионов просмотров, а сам он выступает в концертных залах с аншлагами, напугал своих конкурентов с момента подачи заявки. У нас слишком небольшой творческий круг, и мы здесь в Белтелерадикомпании с первого дня знали в подробностях, как организовывалась эта дружба «против», к слову, еще до того, как возникли вопросы с исполнением Алексеевым песни раньше 1 сентября. Высказывания наших продюсеров, мол, мы не в силах противостоять Алексееву, его надо снимать с забега, потому что украинский шоу–бизнес на голову выше нашего, слышала и удивлялась. Если вы не можете конкурировать с украинцем здесь, в национальном отборе, у вас не хватает опыта, ресурсов и команды, как вы собираетесь совладать со своими эмоциями и бороться там, на самом международном конкурсе, где таких соперников, как Алексеев, больше сорока?
— При этом любопытно, они объединились против Алексеева, а такой вариант, как Shuma, в конкурентах вообще не рассматривали. А Shuma взяла и выстрелила в финале, собрав три тысячи зрительских голосов и заняв второе место.
— Все правильно, потому что солистка Руся, в то время пока отдельные продюсеры писали гневные письма против Алексеева, пытаясь убрать его с дороги, занималась настоящим делом — активно готовилась к финальному выступлению, звонила мне по существенным вопросам: какой будет свет, размер студии, что можно использовать в номере, чего нельзя. И показала отличный результат. Она из своего выступления в прайм–тайм на «Беларусь 1» выжала максимум дивидендов.
— Теперь артисты пишут, что у них было мало времени на подготовку номера.
— Ну судите сами: вечером с четверга на пятницу первый прогон мы закончили в 21.30, а студия была заказана до полуночи, и мы предложили артистам, кому времени на репетицию недостаточно, — остаться и готовиться дальше. Нашим предложением воспользовались только трое артистов — Алексеев, Настя Малашкевич и Гюнешь. Три человека из десяти. Остальных всех все устроило, и они разошлись по домам. На следующий день ситуация повторилась — на дополнительный прогон по своему желанию остались Алексеев и AlenHit.
— Если такое отношение, может быть, вам было бы легче самим назначать конкурсанта, как это делают во многих странах? Все–таки финальное шоу — история затратная, да и нервотрепки много каждый год. Даже обидно за музыкальную тусовку, когда каждый себя проявляет, скажем так, многогранно во время этого забега.
— Возможно, мы к этому придем. Но я не очень понимаю артистов: неужели они своими претензиями только этого и добиваются? Ведь участие в национальном отборе — это возможность заявить о себе, бесплатная площадка, самый рейтинговый эфир, когда тебя видят миллионы зрителей. Если бы мы назначали исполнителя, у нас бы, кроме того, что высвободилась бы часть средств, безусловно, появилось бы и дополнительное время на то, чтобы лучше подготовить, скажу жестче, выдрессировать своего конкурсанта: подтянуть английский, стиль, хореографию, номер. Ведь это не слухи, что артисты на международном конкурсе засыпают от усталости. От страха перед выходом на сцену у них случаются обмороки и слезы градом — мы все это проходили. Повторюсь: если вы здесь не справляетесь со своими эмоциями, как вы собираетесь там с собой совладать? Поймите мою мысль правильно, для этого конкурса тоже нужно созреть. Сцена предполагает, что жить надо в каком–то особом графике и режиме: если надо похудеть за неделю на 20 кг, значит, надо похудеть на 20 кг и так далее, и тому подобное, нюансов очень много.
— Ну вот я знаю, например, что Гюнешь готовилась не по–детски, в Стокгольм ездила песню записывать, команду шведов привлекла — и снова в финал не вышла. Такая у нее карма — быть всегда второй?
— Виктория, вот вы опять ставите вопрос так, будто бы компания решает, кто поедет, хотя мы имеем право это делать, причем на любой стадии отбора можем его остановить и объявить своего представителя. Но мы хотим что–то делать для развития шоу–бизнеса страны, а потому из года в год организовываем публичный конкурс. Дальше решает совокупность мнений жюри и зрителей, хотя у каждого из нас, конечно же, есть свое представление о будущем представителе страны, но любое мнение субъективно, а конкурс непредсказуем.
И как я могу члену жюри, например, Андрею Калине — опытному продюсеру, порекомендовать, за кого голосовать. Или Лене Трещинской, которая столько музыки переслушала за свою жизнь, что мне и не снилось. Или Алексу Дэвиду я буду что–то советовать? Накануне я услышала в одном из радиоэфиров, как продюсеры обсуждали нашу «непонятную систему голосования», а потом сами же ее и объяснили, разложили по полочкам. 50 процентов голосов — это оценки жюри. 50 процентов — оценки зрителей. 5.000 голосов отдали поклонники за Алексеева, 3.000 звонков поступило за Shuma, эти голоса преобразовываются в баллы. Самый высокий балл — 12, второе место — 10 баллов и т.д. Делает это компьютерная программа. Ее разрабатывала даже не Белтелерадиокомпания. Почему итог зрительского голосования всегда идет быстрее, чем голосование жюри, — потому что компьютер преобразует звонки в баллы мгновенно. Это быстрее, чем собрать у всех членов жюри протоколы и ввести их вручную в компьютер. Конечно, можно сразу выдавать оценки и жюри, и зрителей в эфир, но тогда мы не сохраняем интригу и отказываемся от концерта, который тоже нужен для тех артистов, которым площадка для выступления предоставляется раз в год. Мы сохраняем интригу для того, чтобы показать вам как можно больше артистов, приглашенных гостей. Не потому, что сидим где–то в тайной комнате, пересчитываем и подтасовываем. А что касается итогов голосования, ну чего себя обманывать, многие же понимали, что именно такой расклад очень вероятен. Алексеев выпустил недавно клип на песню Forever и к вечеру собрал 700 тысяч просмотров, сейчас уже полтора миллиона. Может, еще и здесь мы ему накрутили?
— Я знаю, что в связи с участием Алексеева в финале у вас было небывалое количество рекламодателей в этом году.
— Да, был большой ажиотаж. Рекламодатели звонили нам накануне финального шоу и спрашивали: «А вы оставляете Алексеева? Он будет участвовать? Если да — мы с вами». Количество партнерской рекламы благодаря его участию выросло в разы. То есть мы говорим сейчас о бизнесе. Это тот человек, которого знают рекламодатели. Но опять же наши доходы от рекламы несопоставимы с теми затратами, которые компания несет при подготовке к конкурсу.
Napoli
— А многие мечтают легко и просто выиграть «Евровидение».
— Кстати, хочу артистов предостеречь. В последнее время часто сталкиваюсь с тем, что некоторые композиторы предлагают за большие деньги своим подопечным песни, с которыми они гарантированно выйдут в финал. Особенно эта история часто случается на детском «Евровидении», когда родители признавались мне, что купили песню у композитора, который им обещал, что она обязательно войдет в финал или выиграет. Это просто невероятно! Официально должна заявить: ни один продюсер, ни один композитор не может вам гарантировать выход в финал ни за какие деньги. Во взрослом «Евровидении» столкнулись в этом году с тем, что один из «продюсеров» предлагал за деньги помощь нашим артистам, чтобы организовать гарантированное поражение в финале одного из фаворитов в пользу определенной группы участников.
— Нужно иметь, конечно, железные нервы, чтобы организовывать из года в год национальный отбор.
— Просто в шоу–бизнесе белорусском стало много разговоров, теории. Пора переходить к практике. Из года в год почти никто из продюсеров не может представить достойный проект, а если они и появляются (белорусы все же собирают стадионы), то им уже не до конкурсов. А мы не готовы к тому, что «Евровидение» — это какая–то обучающая площадка, это слишком дорогое удовольствие. Шоу–бизнес должен быть профессиональным.
viki@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.