«Изменяю бесплотному голосу. И дрожа, прижимаюсь к плечу!..»

КРУПНЕЙШИЙ зарубежный форум поэзии стартовал в Лондоне. Радостно, что в финал фестиваля приглашены сразу две поэтессы из Беларуси — Мария Малиновская (Гомель) и Ася Михайловская (Минск). Кстати, «Пушкин в Британии» появился в 2003 году благодаря живущему в столице Великобритании российскому литератору Олегу Борушко. И уже успел стать довольно заметным событием в культурной жизни Лондона… С шестнадцатилетней Марией МАЛИНОВСКОЙ мы побеседовали накануне ее поездки на фестиваль в Великобританию. Оказалось, что Маша давно и успешно покоряет вершины различных конкурсов. Одна из последних новостей — она стала лауреатом Всеросийского поэтического конкурса имени Николая Рубцова.

Две белоруски вышли в финал IX фестиваля русской поэзии и культуры «Пушкин в Британии». Одна из них — Мария МАЛИНОВСКАЯ.

КРУПНЕЙШИЙ зарубежный форум поэзии стартовал в Лондоне. Радостно, что в финал фестиваля приглашены сразу две поэтессы из Беларуси — Мария Малиновская (Гомель) и Ася Михайловская (Минск). Кстати, «Пушкин в Британии» появился в 2003 году благодаря живущему в столице Великобритании российскому литератору Олегу Борушко. И уже успел стать довольно заметным событием в культурной жизни Лондона… С шестнадцатилетней Марией МАЛИНОВСКОЙ мы побеседовали накануне ее поездки на фестиваль в Великобританию. Оказалось, что Маша давно и успешно покоряет вершины различных конкурсов. Одна из последних новостей — она стала лауреатом Всеросийского поэтического конкурса имени Николая Рубцова.

– МАРИЯ, расскажите подробнее о себе: где родились, учитесь? Как попали на конкурс «Пушкин в Британии»? Какие награды еще имеете?

— Я родилась в Гомеле. Учусь в Гомельском государственном областном лицее.

А на конкурс в отборочном туре нужно было представить стихотворение на заданную строку, в этом году — «По гордой лире Альбиона…» Оно пришло ко мне в одночасье. В финал вышла с целой поэтической подборкой.

Ранее стала обладателем Гран-при Республиканского литературного конкурса Союза писателей Беларуси (Минск, 2008 г.), победителем республиканского молодежного конкурса «Дебют — «Слово.doc» (Минск, 2009 г.), лауреатом премии им. академика Д. С. Лихачева в номинации «Поэзия» (Санкт-Петербург, 2010 г.), IX международного молодежного фестиваля литературного творчества «Волшебная строка-2011» в Екатеринбурге. В этом году меня приняли в члены Санкт-Петербургского городского отделения Союза писателей России. Участвовала в I совещании молодых русских писателей Беларуси, седьмом семинаре детских писателей в Мелихово (Россия), X Форуме молодых писателей России в Липках. Публиковалась в «Литературной газете», «Немане», «Новой Немиге литературной» и т. д. Автор поэтического сборника «Луны Печали» (Гомель, 2009), книги поэзии «Под прозрачной рукой» (Москва, 2011).

— Мария, а белорусскими классиками вы интересуетесь?

— Знакомство с классической белорусской литературой было очень ранним и вошло в мою жизнь несколько необычным образом. Я слушала композиции легендарных «Песняров» и уже позже, на уроках белорусской литературы, встречала знакомые строки Купалы, Коласа. Конечно, не могли оставить равнодушной стихи четырнадцатилетнего Кулешова «Бывай, абуджаная ў сэрцы, дарагая…» Потом пришел интерес к военной прозе, к творчеству Василя Быкова.

— А в деревне вы когда-нибудь бывали?

— В деревне я провожу каждое лето, потому что там находится лучшее место на Земле — наша дача! Она расположена в урочище Ченки — есть такое дивное место под Гомелем. Дом стоит на берегу реки в березовой роще. Там я делала свои первые шаги, знакомилась с окружающим миром. Каждая травинка, каждый жучок, разноцветные порхающие бабочки — все были моими друзьями. Самая умная и преданная собака на свете тоже росла вместе со мной, и рябина у беседки, и сад вокруг дома. Сейчас я приезжаю туда так же охотно, как и в раннем детстве.

Я горожанка не в первом поколении, мои корни в Слуцком и Ветковском районах…

— Как вы считаете, можно ли связать два понятия — Пушкин и Беларусь?

— Конечно, можно! Есть связь даже между понятиями Гийом Аполлинер — Беларусь. А когда речь идет о поэзии, то никакие границы, никакие условности не играют роли.

— Чем Пушкин дорог для вас? Когда состоялось первое знакомство с его творениями?

— Пушкин — неотъемлемая часть «моего всего» — поэзии. Все началось со знакомства с ним в самые ранние годы жизни, задолго до школы. Я любила слушать, как мама читает вслух «Онегина», «Южные поэмы» или что-то из его замечательной прозы… Для меня Пушкин дорог прежде всего тем, чем он дорог для всей нашей литературы: ведь с него начался тот русский язык, который в своей основе практически не претерпел изменений и по сей день. Он разрушил стереотип авторского образа, беседуя в своих произведениях с читателем как с близким другом. Но вряд ли рядовой читатель станет задумываться над этим. Ведь, обращаясь к поэзии, он чаще всего ищет каких-то ответов, или просто отдохновения, или, что тоже нередко бывает, самого себя — в описании автора. И Пушкин через века помогает найти ответы на все эти вопросы. Добавлю, что самое ценное в его творчестве — он сам, со своим характером, принципами, понятием о чести, дружбе и любви.

— Как вы считаете, сегодня классиков читают мало, в том числе и белорусских?

— Распространенное мнение. На самом же деле — не меньше, чем во времена Пушкина, когда большая часть России была неграмотна. Сейчас все грамотные. А читает лишь избранная горсточка людей.

— Некоторые в школе к изучению классических произведений подходят с позиции «прочитал и забыл». Как вы считаете, как надо «доносить» в школе Пушкина, не отталкивая учеников от произведений поэта?

— Прежде всего так, чтобы школьникам было интересно. Если тронет судьба поэта, тронет и его творчество. Но, увы, у детей уровень развития неодинаков. Поэтому что ясно одному, останется недоступным для другого.

— Какой главный урок вам дали произведения Пушкина?

— Наверно, это не жизненный урок (хотя и такие, определенно, присутствуют), а чисто литературный. Каждый поэт хоть чему-то учился у Пушкина. Это как основа, фундамент, без которого мало что можно построить, кроме, разве что карточного домика.

— Что в нынешней молодежи вас беспокоит?

— Стереотипность мышления, повальная приверженность к массовой культуре, уход в виртуальное пространство. Но, похоже, о каждом поколении в свое время говорили, что оно самое пропащее и вместе с тем… самое перспективное. Хочется, конечно, чтобы формировались правильные вкусы, взгляды, ценности, принципы.

— Были ли в вашей семье поэты?

— Нет. Поэтому, наверно, все сконцентрировалось во мне.

— Много ли знают современные школьники о Пушкине?

— Школьник, который еще ничего не хочет от этой жизни, кроме скорейшего звонка с урока, может иметь такое же познание о Пушкине, как и гениальный юный физик, сведущий лишь в своей области. Участник олимпиад по русскому языку и литературе наверняка куда более осведомлен в этом вопросе, а основная масса в целом… если прочитает несколько строк наизусть — уже радостно.

Вера ГНИЛОЗУБ, «БН»

Фото из архива Марии МАЛИНОВСКОЙ

Мария МАЛИНОВСКАЯ

***

Все традиции стали

            нестрогими,

Развлекаюсь великим трудом:

Заметаю напевами, строками

Твой ни разу не виденный дом!

 

Так чудно, так настырно,

                   так молодо

Ворочу застарелую речь,

Пробавляюсь у зимнего холода,

Осиянно встаю из-за плеч…

 

За тобой, как рассказывал,

                            по лесу

Незаписанной рифмой лечу!

Изменяю бесплотному голосу —

И дрожа, прижимаюсь к плечу!..

 

Отдаюсь поэтическим

              гульбищам,

Цепенею, предчувствую крах…

Но в каком-то нечаянном

                        будущем

Ты закружишь меня на руках!

Мнения в тему

Наталья КИРЬЯНОВА, пресс-секретарь Всеукраинского фестиваля русской поэзии и культуры «Пушкинская осень в Одессе»:

— Мария — совершенно очаровательная девочка и очень талантливый поэт. Она, по мнению жюри, является фавориткой фестиваля «Пушкин в Британии». Судя по всему, перед нами — будущая звезда белорусской поэзии.

Анатолий АВРУТИН, поэт, главный редактор журнала «Новая Немига литературная»:

— Впервые я прочел стихи юной гомельчанки Марии Малиновской, когда ей было всего пятнадцать — так уж вышло, что книжница Маша наугад развернула в магазине мой сборник поэзии «И свеча… И музыка… И взгляд…» Чем-то он ей приглянулся, и юная поэтесса вскоре разыскала меня, прислав свою книжку стихов «Луны Печали». Уже сам по себе факт авторства книги в столь юном возрасте говорит о многом. Тем более что многие стихи в книжке оказались написанными в двенадцать-тринадцать лет. Удивительно взрослые, мне показалось, что их автор — женщина бальзаковского возраста… Но очень скоро я понял: романтичная десятиклассница из интеллигентной семьи в поэзии живет совершенно отдельной от своей повседневности жизнью. И стихи ее, как она сама выражается, «оттуда» — из того запредельного мира, где истинным поэтам действительно посылается  голос свыше…

Сейчас Машу ожидает поездка в Лондон, на финал международного поэтического конкурса. Не сомневаюсь, что к ней и там придет успех, и не за горами то время, когда фамилию Марии Малиновской знатоки и ценители литературы будут произносить в одном ряду с именами известных поэтов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter