Изменения в Закон «О защите прав потребителей»: чего добилось потребительское сообщество?

Вступающие в силу с 23 декабря 2018 года изменения в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» появились в том числе благодаря усилиям потребительской общественности. Об этом сообщила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик в среду журналистам в пресс-центре БЕЛТА, передает корреспондент sb.by.

— При разработке учитывались мнения общественных объединений в сфере прав потребителей, мнение бизнеса, — сказала она. — Рассматривались все предложения.

В частности, по предложению потребительского сообщества в закон внесена норма, предусматривающая обязательное доведение до покупателей информации о стране происхождения товара, когда адрес изготовителя и страна происхождения не совпадают. Это же касается информации о классе энергоэффективности товаров (по перечню, предусмотренному законодательством и техническими регламентами).

— Например, в маркировке холодильников, стиральных и посудомоечных машин должна содержаться информация о классе энергоэффективности бытовой техники, — заметила И.Гаврильчик. — Современные потребители достаточно образованы, знают или хотят знать, какой класс энергопотребления присвоен тому или иному товару, чтобы рассчитывать свои расходы при последующей эксплуатации изделия.

Также по предложению потребительского сообщества субъекты, реализующие товары дистанционно через рекламу или иные информационные источники, в том числе через интернет, обязаны будут в этих источниках указывать цену товара шрифтом, размер которого должен быть не менее половины наибольшего размера шрифта, содержащегося в этом описании.

— Потребители сталкивались с ситуацией, когда при изучении информации о товаре не сразу можно заметить, сколько он стоит, — пояснила представитель МАРТ. — Мы говорим сейчас не о магазинах, а о случаях, когда товары продаются дистанционно: например, в газетной рекламе содержатся целые блоки товаров, их описания, и понравившееся изделие можно заказать по телефону. В таких описаниях недобросовестные продавцы пытаются запрятать цену подальше. В результате потребитель не всегда рассчитывает свои финансовые возможности, приобретая товар.

Среди других новшеств, внесенных в закон по инициативе потребительского сообщества, — норма о том, чтобы по требованию потребителя вся информация о товаре доводилась ему продавцом в письменном виде. Закреплено право на осуществление расчетов в наличной и безналичной форме. Введен запрет на установление субъектом торговли или обслуживания различных цен (тарифов) в зависимости от формы оплаты. Кроме того, введен запрет на истребование у потребителя паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при возврате ему денежных средств за исключением тех случаев, когда при покупке предъявлялся паспорт. Уточнен порядок отзыва небезопасного товара от потребителей и порядок информирования об этом потребителей и уполномоченные органы. Наконец, предусматривается право потребителя на односторонний отказ от договора на выполнение работы (услуги) при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter