Иждивенцы должны работать. И платить

Правоохранительные  органы  и  исполнительные  структуры  власти  Гомельщины  объединяют  свои  усилия  в  деле  социальной  защиты  детей,  ставших  заложниками  нерадивых  родителей

Правоохранительные  органы  и  исполнительные  структуры  власти  Гомельщины  объединяют  свои  усилия  в  деле  социальной  защиты  детей,  ставших  заложниками  нерадивых  родителей

Своевременность выхода президентского Декрета № 18 на Гомельщине обретает действенные формы практической реализации. Одно из последних  разрабатываемых здесь перспективных направлений, где  правоохранительные органы и структуры власти на местах объединяют свои усилия в практической помощи детям, находящимся в домах ребенка, школах-интернатах, социальных приютах, — образование координационных советов по работе с нерадивыми родителями. О существующих проблемах на пути реализации декрета недавно шел разговор в прокуратуре Гомельской области. Сегодняшний собеседник «Р» — заместитель областного прокурора Виктор Морозов. 

— Виктор Николаевич, можно ли говорить о том, что Декрет № 18 стал действенным механизмом в борьбе с одной из форм социального иждивенчества горе-родителей? 

— Видимо, главное, в чем нас утвердили прошедшие полгода реализации в Гомельской области Декрета № 18, — это не кратковременная ура-кампания, а долговременная программа. Программа конкретных шагов по социальной реабилитации части наших сограждан, которые на протяжении длительного времени, забыв о произведенных на свет собственных чадах, катились по наклонной на дно общества. Декретом, считаем, расставлены акценты в существующей ситуации: настало время со всей серьезностью спросить с таких горе-родителей за их безучастность к детским судьбам. В масштабах республики Гомельщина сегодня имеет самый высокий показатель и по количеству выявленных неблагополучных семей, и по  вынесенным судебным решениям о трудоустройстве лиц, обязанных возмещать расходы. Приведу несколько цифр: по состоянию на начало июня трудоустроено 1073 из 1649 обязанных лиц, с них взыскано за прошедший период более 1,8 миллиарда рублей. 

— В чем же суть инициативы прокуратуры по созданию на местах координационных советов по работе с неблагополучными семьями? 

— На практике в ходе реализации Декрета № 18 мы столкнулись с тем, что немалая часть лиц, обязанных возмещать расходы, нигде не работает, страдает рядом серьезных заболеваний, среди которых и такие опасные, как ВИЧ-инфекция, туберкулез, венерические. Более того, многие из них не имеют документов, наличие которых необходимо при трудоустройстве. Мы предложили создать координационные советы при районных комиссиях по делам несовершеннолетних, наделенных по декрету правом решения вопросов о внесудебном отобрании детей от деградировавших родителей. Поскольку в структуру предлагаемых нами координационных советов предполагается включение, кроме прокурорских работников, представителей органов внутренних дел, опеки и попечительства, образования, служб занятости и других, их главной задачей является скоординированное решение целого комплекса вопросов по выдаче документов, трудоустройству обязанных лиц, взысканию с них средств на содержание детей, а также восстановлению их в родительских правах. Причем решение вопросов, касающихся судеб людей, должно осуществляться должностными лицами оперативно и сообща, приближенно к методу одного окна, чтобы не гонять граждан из одного кабинета в другой. Кроме того, учитывая, что  при исполнении процедуры отобрания детей комиссиями по делам несовершеннолетних уже выявлены  случаи нарушения закона (такие прецеденты случались в Житковичском, Гомельском, Ветковском районах), перед прокурорскими работниками поставлена задача их обязательного участия в заседаниях комиссий, где рассматриваются такие вопросы. 

— Но ведь жизнь иногда приводит очевидные факты: трудоустроенный на предприятие вчерашний алкоголик спустя непродолжительное время снова оказывается на улице за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии… 

— Действительно, декретом прописана материальная и административная ответственность нанимателя за отказ в приеме обязанного лица на работу. Здесь как раз и не возникает серьезных проблем. Но вот дальнейший механизм участия юридических и должностных лиц в судьбе принятого на работу, к сожалению, в этом документе не прописан. По  мнению прокурорских работников, такое увольнение должно осуществляться лишь с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. И это, отметим, не единственная проблема, которая обнажилась в работе по реализации на Гомельщине Декрета № 18. Во время недавнего обсуждения этого вопроса на совещании в областной прокуратуре констатировалось, что пока не все районные и городские службы занятости принимают надлежащие меры по трудоустройству обязанных возмещать расходы на содержание детей. Для погашения задолженностей по платежам названного вида (а она пока составляет по региону свыше 10 миллиардов рублей)  практически не используется такой способ, как сдача по договорам найма временно свободных жилых помещений, принадлежащих обязанным лицам на праве собственности или по найму. Над решением этих вопросов наряду с перечисленными выше, полагаю, также должны целенаправленно работать и создаваемые координационные советы. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter