Изгой и герой

Он чувствовал, что кольцо сжимается.
Он чувствовал, что кольцо сжимается... Ни в одном документе это не зафиксировано, но маме было доподлинно известно, что в начале 1938 года Сталин предложил отцу должность наркома внутренних дел. Пытаясь вручить отцу "топор палача", ему ставили своего рода ультиматум: "жить или не жить..." Отец отказался..."

По твердому убеждению близких Чкалова, его убили. Тому есть аргументы - спустя годы было найдено письмо Берии, в котором он сообщает руководству страны, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова... Изучая дело опытного самолета "И-180", специалисты обнаружили, что крылья на машине Чкалова были нелетные... Самолет был попросту макетом...

В тот роковой морозный день - 15 декабря - Валерий Чкалов поднял в воздух скоростной истребитель "И-180". Это был первый полет опытной машины конструктора Поликарпова. Мальчишка, видевший все своими глазами, рассказывал родным: "Вначале он сделал круг над аэродромом. Снизился, повел самолет на посадку. Вдруг стало тихо: мотор умолк. Машина начала падать прямо на дома. И тогда Чкалов свалил самолет на крыло..."

До аэродрома не дотянул около 2 километров. При ударе Чкалова выбросило вперед на 10 - 15 метров. Рабочие склада нашли Валерия еще живым. Умер он в приемном покое Боткинской больницы. Спустя час к жене Чкалова - Ольге Эразмовне - пришли четверо мужчин в летных черных кожаных пальто... "Они сразу заговорили о похоронах, - вспоминала Ольга Эразмовна. - Я тогда была безучастна ко всему, что делалось вокруг. Я должна была найти в себе силы, во мне теплилась жизнь нашего третьего ребенка. Это все, что осталось после Валерия..." До самых родов она каждый день ходила в сумерках на Красную площадь к Кремлевской стене, в которой была замурована урна с его прахом... Появившуюся дочь вдова назовет Ольгой. Целый год после гибели мужа почтальон будет приносить ей стопки телеграмм от молодых мам, назвавших своих родившихся сыновей Валериями...

О чем молчали анкеты

Пришел в этот мир и уходил из него Чкалов без сознания. Повитуха долго отхаживала родившегося младенца. Малыш не хотел ни кричать, ни открывать глаз. Только когда подпалили холщовую тряпку и дали ее понюхать малышу, тот чихнул и подал голос.

Из 9 детей в семье Чкаловых выжило только 5. Десятый малыш появился на свет мертвым. Последних родов мать Чкалова Ирина Ивановна не пережила. Валерке тогда было 6 лет. Рос он сорванцом. Глядя на разбитые коленки мальчугана, соседи говорили: "Его все беды стороной обходят. Он у нас "Валерьян со звездой".

Кстати, с отправкой Валерия в свою первую летную школу возникли проблемы: по возрасту он еще не имел права быть курсантом. И Чкалову в документах приписали год. Валерий стал самым молодым учлетом в теоретической школе, которую все называли "теркой".

...Из Дании в Серпухов, где Чкалов заканчивал четвертую по счету летную школу (школу стрельбы и бомбометания), прибыли германские истребители марки "Фоккер". Валерий так "опробовал" самолет, что немцам пришлось срочно вызывать с завода сварщиков, на всех узлах конструкции были обнаружены трещины. В то же время "за недисциплинированность" Чкалова на 6 месяцев исключили из комсомола. В анкете аттестационной комиссии в графе "отношение к Советской власти" Валерий пишет: "сочувствующий", в результате в характеристике черным по белому появляются строки: "политически развит слабо". О восстановлении его в комсомоле история умалчивает. Во всяком случае, в последующие годы, вплоть до 1937 года, когда он в один миг, по решению ЦК партии, стал коммунистом, в анкетах он писал: "беспартийный".

Риск - это профессия

Во время первого полета в 1-й Ленинградской Краснознаменной истребительной эскадрилье выпускник высшей летной школы Валерий Чкалов неожиданно стал выполнять фигуры высшего пилотажа. Самолет мог просто развалиться в воздухе... Тогда летчик отделался пятью сутками гауптвахты. Но с тех пор потянулся за Чкаловым шлейф "воздушного хулигана".

Однажды Чкалов сказал жене Ольге: "Выходи сегодня в поле, я буду летать вниз головой..." Чкалов часто "фокусничал": едва оторвавшись от взлетной полосы, он переворачивал самолет и продолжал взлетать вверх колесами. Подобные полеты не разрешались уставом. Когда Чкалов отсиживал очередной раз 15 суток на гауптвахте, к начальству аэродрома пришли с претензиями колхозники: от полетов Чкалова на критически малых высотах у них на ферме перестали доиться коровы...

Знаменитый полет под мостом, за который Чкалов в очередной раз сидел на гауптвахте, позже, в годы Великой Отечественной войны, стал примером для многих летчиков. Уходя из-под обстрела немецких самолетов, "наши" нередко повторяли "трюк" Чкалова.

Дважды судимый...

О том, что Чкалов два раза судился Военным трибуналом, в советское время говорить было не принято. С первой судимостью Чкалова осенью 1925 года связано немало слухов. Лишь семья летчика знала правду о том времени. Валерию тогда шел 21-й год. В приговоре судебного заседания было сказано, что Чкалов, "будучи военлетом 1-й эскадрильи, явился на аэродром для совершения учебного группового полета в совершенно пьяном состоянии, кричал, шумел..." Выездная сессия судебного заседания приговорила Чкалова к лишению свободы со строгой изоляцией на один год. Потом было принято во внимание его пролетарское происхождение, его молодость, и срок понизили до 6 месяцев. "Ни один официальный документ той поры не отражал правду, - говорит сын Чкалова Игорь Валерьевич. - Отец проводил тогда показательный воздушный бой с командиром отряда Петром Леонтьевичем Павлушовым и вынудил его совершить посадку. Самолюбие командира было уязвлено. В отместку Павлушов придрался к действиям подчиненного Чкалова, найдя их слишком рискованными, и устранил его от полетов. На аэродроме отец, услышав от механика, что в списке летчиков, допущенных к учебному групповому полету, его нет, при всех набил морду своему командиру... У нас ведь все предки были из бурлаков, несправедливость издавна не терпели... Тут же появились "сочувствующие", которые налили отцу рюмочку водки..."

Через год после первой судимости Чкалов был восстановлен в рядах ВВС. Именно его командировали от эскадрильи на воздушный парад в Москву. Мало того, Чкалову разрешили делать любую фигуру на любой высоте. После парада его отметили особым приказом и денежной премией. Но "блестящие достижения в технике пилотирования" не спасли его при очередном ЧП. На "Фоккере" во время учебного боя на высоте 800 метров атакующий Чкалов, не соблюдая установленную для воздушного боя дистанцию, задел самолет летчика Дроздова. Когда же "подраненный" напарник начал уходить от самолета Чкалова со снижением, тот продолжал его преследовать на близкой дистанции и в конце концов посадил. За такую самоволку Чкалов вновь оказался на гауптвахте, что закончилось для него нервным срывом. Во врачебном освидетельствовании того времени упоминается, что Чкалов находился в отпуске по причине "неврастении".

Спустя год, в июле 1928 года, на гомельском аэродроме при посадке на точность Чкалов зацепил хвостом край оврага. А еще через две недели, перелетая со звеном истребителей из Гомеля в Брянск, Чкалов по своей инициативе снизился на малую высоту. Поперек маршрута показалась телеграфная линия. Запутавшись в провисших проводах, самолет Чкалова с высоты 8 метров упал на землю. В письме жене Ольге он сообщал: "Вчера подломал самолет. Страшно неприятно, хотя и пустяки сломал..." За "легкую недисциплинированность" Валерия от полетов отстранили, а в ноябре состоялся суд. "Судили без свидетелей и защиты в закрытом заседании, - пишет он домашним. - Присудили к одному году лишения свободы. Я приговор обжаловал в Коллегию Верховного суда. Буду писать письмо Ворошилову". К статистической карте аварии прилагалась характеристика на потерпевшего Чкалова, в которой упоминался "незначительный шизоидный статус, выражающийся в недостаточной выдержанности в поступках, бравадой ими, самоуверенности". 19 дней летчик провел в Брянской тюрьме... С военной авиацией он снова был разлучен.

Приветствуя экипаж,

Рузвельт попросил поднять его

с инвалидной коляски

Только на авиационном заводе имени Менжинского длительными полетами вверх колесами на истребителе-моноплане "И-16" с убирающимся шасси он вызвал наконец не нарекания, а восхищение специалистов и зрителей. За испытательскую работу Орджоникидзе наградил Чкалова автомобилем "Волга".

На параде 2 мая 1935 года Чкалов знакомится со Сталиным. На центральный аэродром им. Фрунзе смотреть новую авиационную технику тогда приехало все Политбюро. Ворошилов, кивая на Валерия, сказал Сталину: "Вот тот самый воздушный хулиган товарищ Чкалов". Иосиф Виссарионович, крутанув ус, ответствовал: "Мы разберемся, кто такой Чкалов..." Улыбнувшись летчику, он спросил: "Товарищ Чкалов, а берете ли вы с собой в полет парашют?" - "Я признаю парашют, но предпочитаю обходиться без него, - отрапортовал Чкалов. - Я прежде всего берегу машину..." - "Ваша жизнь нам дороже любой машины..." - заявил Сталин. Чкалов был официально признан летчиком-новатором. Через несколько дней после парада его и главного конструктора Поликарпова наградили орденами Ленина.

Настоящая слава обрушилась на Чкалова после двух знаменитых перелетов. О том, что муж в составе экипажа на самолете "АНТ-25" участвует в беспосадочном рейсе, Ольга Эразмовна узнала из сообщений по радио. Практически слепой полет длился 56 часов. При этом землю Чкалов, Байдуков, Беляков видели лишь часов 8, пролетая над азиатской частью страны. На высоте 6.000 метров самолет стал покрываться льдом, окна затянулись белой коркой. На острове Удд они разглядели небольшую прибрежную полосу из гальки и песка, кругом были скалы. Сели на отмель, покрытую морской галькой. Рыбаки на острове думали, что к ним приземлился японский самолет. "АНТ-25" был без опознавательных знаков... Всем трем членам экипажа за перелет Москва - Петропавловск-Камчатский - остров Удд присвоили звание Героя Советского Союза. Через месяц решением ЦК партии Чкалов, без прохождения кандидатского стажа, стал коммунистом.

Через год - в июне 1937 года - этот же экипаж отправляется в беспосадочный трансарктический воздушный перелет через Северный полюс из Москвы в Соединенные Штаты Америки. Пролетев более 10 тыс. километров, шасси самолета коснулось военного аэродрома города Ванкувера. Американцы хлопали по краснокрылому самолету "АНТ-25" и удивлялись: "Фанера, полотно, тонкий дюраль... И в этой машине летчики продержались в воздухе более 63 часов в тяжелых метеорологических условиях?.."

"А вы знаете, президент США Рузвельт, когда в зал вошли советские летчики, попросил поднять его с инвалидной коляски", - с гордостью говорит сын Чкалова Игорь Валерьевич.

Став депутатом Верховного Совета, Валерий каждую неделю встречался со Сталиным. "Они были очень близки, часто виделись, отец даже меня брал в Кремль, где я разговаривал со Сталиным. Тот отцу полностью доверял". Скоро вождь всех народов и легендарный летчик начали говорить друг другу "ты"... "Мы тут на Политбюро посовещались и решили, что пора тебе, Валерий, переходить на партийную и государственную работу, - нередко говорил Сталин Чкалову. - Тебя уважает наш народ, тебя любит весь мир. Такие люди должны быть у руля государства". - "Летать - вот моя работа", - неизменно возражал Чкалов.

Шансов на жизнь у героя не было?

- На отца было совершено семь покушений, - утверждает сын Игорь Валерьевич. - Однажды лишь чудом отец не сел на поезд, который пустили под откос, потом раскрыли заговор, в результате которого отца должны были зарезать дети кулаков... А в 1938 году, перед самой гибелью, отцу - страстному охотнику - подарили ящик патронов, которые давали осечку, а при переламывании ружья - стреляли в обратную сторону... Отец просто не успел ими воспользоваться.

Родственники до сих пор доказывают, что гибель Чкалова - это циничное убийство. Шел 1937 год, уже был арестован и посажен Туполев... Расстреляли друга Чкалова - первого секретаря ЦК ВЛКСМ 35-летнего Александра Косарева. Валерий Павлович все время ходил хлопотать за своих арестованных друзей - и за директора 21-го горьковского завода Мирошникова, и за корреспондента "Комсомольской правды" Ефима Бабушкина. "Однажды отец вышел из кабинета Сталина и так сильно хлопнул дверью, что у Поскребышева, сидевшего в приемной, с колен упала папка, - вспоминает Игорь Валерьевич. - На следующий день Сталин позвонил отцу: "Ну что ты обижаешься, приезжай..."

Между тем самолет "И-180", дефектная ведомость которого состояла из 48 пунктов, готовили к первому испытанию в страшной спешке. "За три дня до аварии, 12 декабря, Берия сообщил руководству страны в письме, что испытание самолета грозит гибелью летчика Чкалова, - показывает копию документа Валерия Валерьевна. - Ответ был символичен - отменить полет только на 12 декабря, хотя совершенно ясно, что на этом самолете лететь нельзя ни сегодня, ни завтра, ни послезавтра... В результате своего молчаливого единогласного решения ни Сталин, ни Молотов, ни Ворошилов не оставили Чкалову шансов на жизнь".

Версия об "убийстве", конечно, выглядит фантастично. Но, очевидно, директор завода Усачев, невзирая на все "запреты" свыше, с завидным упорством и "бесстрашием" выпускает опытный самолет в первый полет, а главный конструктор Поликарпов скрывает от всех и от Чкалова в том числе, что самолет - макет, и лететь на нем нельзя... И это в 1938 году, когда людей сажают и расстреливают без суда и следствия.

- Сталин, как утверждают многие, любил Чкалова, называл его "самородком, которых мало". Почему же он не предотвратил его гибель? - спрашиваю я детей легендарного летчика.

- Отец перерос планку, высота которой была ему определена, стал слишком популярен в народе и при этом не мог жить и мыслить так, как требовало Политбюро, - твердит дочь Чкалова Валерия Валерьевна. И приводит пример. В 1975 году в Ванкувере во время открытия монумента экипажу самолета "АНТ-25" советской стороне вручили буклеты американского производства, где черным по белому было написано: "Валерий Чкалов. Родился 2 февраля 1904 года, УБИТ 15 декабря 1938 года"...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter