Почему экологически чистая и недорогая продукция никак не может попасть на сетевые и не только прилавки

Изгнанные сетями

Торговля по-прежнему прессует производителя разорительными условиями поставок
СОВСЕМ недавно эти три гектара земли фактически пустовали — обрабатывать участок, находившийся в отдалении от основных угодий, сельхозпредприятию было невыгодно. После передачи фермеру он преобразился — территория огорожена, тщательно возделана. А заложенный сад одарил в этом году главу фермерского хозяйства  «КонстантиноВский сад» Борисовского района первыми яблоками.


ВАЛЕНТИН Быков не скрывает радости по этому поводу и уверен: первые гектары — только начало, а стать фермером сегодня несложно, было бы желание… 

В самом деле, получить участок для ведения фермерского хозяйства стало намного проще — только в Минской области в нынешнем году выделено больше 15 тысяч гектаров  для тех, кто намерен начать свое дело. В области действуют 719 фермерских хозяйств, в этом году  появились еще 23. В то же время 16 прекратили свое существование. Конечно, каждый случай отдельный, но есть проблемы, которые ставят в тупик многих фермеров-энтузиастов. Так, владельца «КонстантиноВского сада» пока не заботит проблема реализации — он убежден, что спрос на выращенное будет непременно…  

А вот глава КФХ «Исида» Минского района Александр Ласевич, агроном по специальности, знает: вырастить урожай для того, кто обладает нужными знаниями и возможностями, — дело техники. Куда более сложная задача — продать его. «Исида» существует уже более 20 лет, и все эти годы уверенно развиваться фермерскому хозяйству помогали регулярные поставки овощей и картофеля в близлежащие санатории. Но недавно в районе было принято решение: обеспечивать их будет только УП «Партизанское». Найти других покупателей хозяйству с большими объемами производства (в «Исиде» уже 600 с лишним гектаров) было совсем непросто. «Спасает близость Минска: отправляем продукцию напрямую в торговые точки. Это хлопотно, но выгодно. Наш плюс в том, что поставляем сразу весь «винегрет» — картошку, капусту, морковку, свеклу, лук — магазинам это удобно. Постоянно подстраиваемся под них, производим с запасом, потому что, если чего-то не окажется, они сразу найдут другого поставщика», — объясняет фермер.

Конечно, такой маневр могут себе позволить только крупные хозяйства. Поэтому в целом, по мнению Александра Ласевича, который начинал когда-то самостоятельное хозяйствование с нескольких десятков гектаров, именно у них в сегодняшней ситуации преимущество — они более устойчивы к любому форс-мажору — от неурожая до отсутствия спроса или цены на один из продуктов. Такие  колебания, по его словам, происходят из года в год — то картофеля переизбыток, то капусту приходится перепахивать, когда становится понятно, что собирать урожай нецелесообразно.

Большие проблемы со сбытом клубней испытывает сейчас и фермер из Радошковичей Владимир Закревский. Ранний картофель разошелся по детским лагерям. Немного взяли «Молодечноторг» и санаторий «Сосновый бор». Еще часть урожая заложена в стабилизационные фонды — платить и вывозить ее будут поэтапно. Все остальное приходится продавать самому. Еще в августе Владимир Иванович собрал заказы по всему району. Обычно люди заказывают по три-четыре сетки по 30 килограммов. Их заполняют и доставляют заказчику на дом. Казалось бы, такая схема устраивает всех, но даже здесь есть недовольные: «Недавно звонила женщина, заказавшая 5 мешков, — с горечью рассказывает фермер, — и сказала, что в одном из них не хватает полкилограмма». На ярмарки ездить тоже невыгодно, ведь покупателям, кроме картофеля, фермер больше ничего не может предложить.

Казалось бы, подобных проблем не должно быть у тех немногочисленных хозяйств, которые выращивают нетрадиционные для нашей полосы культуры. У фермера Владимира Крапивки из Смолевичского района, например, по осени в поле чего только нет — и арбузы, и дыни, и баклажаны с перцами. При этом наладить сбыт продукции, по его словам, тоже очень сложно… «Вряд ли отыщете наши овощи даже в ближайших городах, Смолевичах или Жодино», — говорит Владимир Крапивка. Оказывается, организовать поставки — дело почти нереальное, уж если арбузы не идут…

Вся окрестная торговля представлена в основном сетевыми магазинами.

В том, что относительно низкая цена, которую они предлагают, формируется именно «за счет» производителя, причем методами весьма далекими от честной конкуренции, Владимир Крапивка убедился на собственном опыте — когда пытался реализовать свой товар. В обмен на перспективу долговременных поставок согласился с непременным условием — опускать цену ниже себестоимости. Когда убытки от такой торговли превысили 20 тысяч долларов, поставки пришлось прекратить, чтобы не загубить собственное производство. «Но на мое место пришел другой», — грустно резюмирует Владимир Крапивка. После этого с сетями не работает. Продает и картошку, и арбузы, и все остальное в нескольких собственных торговых точках. Что-то покупатели приобретают напрямую на складах хозяйства. «Но это, согласитесь, не дело», — говорит фермер и подсчитывает, сколько тонн тех же арбузов пришлось «списать» в этом году…

История с ними, увы, не исключение: несколько раньше хозяйству не удалось продать сельдерей — несмотря на то, что этот редкий для нас овощ получился вполне товарных кондиций и втрое дешевле импортного. Отказались и от чеснока, после того как крупную партию пришлось фактически выбросить: оптовый покупатель в последний момент нарушил обязательства и не взял его. Список потерь на этом не заканчивается... 

Вот почему сами фермеры все чаще торгуют с колес. Вместе с представителями сельхозпредприятий до поздней осени зябнут со своими картошкой, морковкой и луком на городских ярмарках.

«Но ведь фермер не продавец», — рассуждает Владимир Крапивка. И рассказывает о работе голландского фермерского хозяйства, в котором довелось побывать. Там продукцию забирают прямо с подворья — и молоко, и овощи. О том, как ее продать, волноваться не приходится. Плюс специальные организации ведут всю бухгалтерию, и хозяину остается думать только об урожае. 

Возможно, если бы наши фермеры были уверены в гарантированном сбыте своей продукции, то и фермерских хозяйств появлялось бы больше. А полки магазинов ломились бы от овощей и фруктов, выращенных на белорусских, а не на голландских полях…

Пока же закупают продукцию фермерских хозяйств только отдельные организации, в частности Минский облпотребсоюз. Как уточнил заместитель начальника отдела заготовок, внешнеэкономической деятельности и рынков Миноблпотребсоюза Евгений Русан, с фермерами каждый год заключаются договоры на поставки овощей, фруктов и картофеля. Кроме того, в райпо есть овоще- и картофелехранилища — туда закладывается продукция для продажи в течение всего зимнего периода. Ее закупают примерно в десяти фермерских хозяйствах Минщины, летом круг поставщиков сезонной продукции намного шире. Например, за 9 месяцев облпотребсоюзом закуплено у фермеров и населения почти 2 тысячи тонн картофеля, больше 700 тонны томатов, 1500 тонн огурцов, 622 тонны лука, 1300 тонн капусты, 427 — моркови, 286 — свеклы. 

«В сравнении с масштабами производства в фермерских хозяйствах области, где в нынешнем году только картофеля выращено около 100 тысяч тонн, это капля в море, — говорит заместитель начальника отдела земледелия и растениеводства Миноблсельхозпрода Юлия Складановская. — Поэтому фермерские хозяйства чаще всего сами продают свою продукцию — в торговые сети, за пределы республики. Но сегодня очевидно, что самостоятельно  реализовать производителям все сложнее — причем это касается как фермерских хозяйств, так и сельхозпредприятий. Иногда цена, по которой сетевые магазины готовы покупать продукт, такова, что выгоднее ту же картошку вообще не копать…»

ПОХОЖЕ, для того чтобы дать зеленый свет белорусским продуктам на внутреннем рынке, сегодня необходима поддержка государства. Защита собственных производителей в порядке вещей во всех странах, нам также нужны решения, которые установят понятные для всех правила работы на внутреннем рынке.

Елена АНДРЕЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter