Изгибы млечного пути

Бывая в командировках в райцентрах, люблю заходить на местные рынки.
Бывая в командировках в райцентрах, люблю заходить на местные рынки. Однако, посетив недавно такой базар, я удивилась тому, насколько поредели молочные ряды. К примеру, парное молоко продавали лишь три старушки. "Перестали люди на рынок молоко носить, - сказала одна из них. - А зачем? Теперь и государство почти столько же за литр платит и рассчитывается своевременно. Не каждому ведь нравится за прилавком стоять".

У крестьянской экономики секретов нет. Когда продукция становится выгодным товаром, ее и произвести стремятся как можно больше, и продать. Стоило, к примеру, государству прошлым летом поднять закупочную цену на молоко до 300 рублей за килограмм и обеспечить своевременные расчеты с населением, как ручеек с частных подворий превратился в полноводную реку. Такого в Минсельхозпроде не припомнят: за год закупки молока от населения выросли на 19 процентов, а в декабре - в 2,5 раза! Безо всяких уговоров и административного нажима.

В принципе, ничего удивительного здесь нет. Теперь молоко от своей коровы, к примеру, для Марии Гордей из деревни Красная Звезда Клецкого района - не просто прибавка к зарплате, а основной доход, регулярный и своевременный. За работу техничкой в сельсовете она получает около 100 тысяч рублей в месяц. Продажа молока приносит раза в два больше. За год Мария Ивановна сдала его государству 5.300 килограммов - вдвое больше, чем составили в среднем удои в хозяйствах. "Корова не только нашу семью кормит и одевает, но и помогает семьям дочери и сына, - рассказывает Мария Ивановна. - По средствам стали крупные покупки вроде телевизора и холодильника, не проблема накрыть к празднику обильный стол. Конечно, для этого надо и вставать в 5 - 6 утра, и сено заготавливать. Хорошо, что хозяйство с кормами помогает. Трудиться приходится много, но отдача того стоит. Сейчас вот еще телочку растим. Будут у нас две коровы".

Отчасти благодаря таким крестьянам, как Мария Ивановна, в этом году горожане не заметили "молочного" межсезонья. В продаже, как и летом, есть и молоко, и кефир, и творог, и йогурт, за чем еще 3 - 4 года назад выстраивались очереди. Конечно, дешевой, как раньше, эту продукцию уже не назовешь. За последний год цены на молоко и молочные продукты, по данным Минстата, выросли почти на четверть. "Уже сейчас я позволяю себе сметану и творог от силы два раза в неделю, - пожаловалась пожилая покупательница в минском универсаме. - А вместо кефира пью дешевый чай".

Реальность такова, что стоимость литрового пакета молока 2,5-процентной жирности в магазине почти вдвое выше той цены, по которой продает этот литр крестьянин. Понятно, что в себестоимость готовой продукции входят затраты на переработку. Электроэнергия, тепло, рабочая сила бесплатными не бывают. "Поверьте, молокозаводы не жируют, - сказал мне директор ОАО "Клецкий маслодельный комбинат" Григорий Буглак. - За прошлый год рентабельность продукции составила всего полтора процента. Удешевить ее могла бы полная загрузка комбината. Сейчас, например, мощности его используются всего на 45 процентов. Хотя это в сравнении с прошлым годом - достижение! Но каждый килограмм сырья буквально на вес золота. Поэтому молоко ищем не только в своем районе, но и в Несвижском, Столбцовском, Солигорском. Если закупки его будут расти, то наши затраты уменьшатся и для горожан оно станет доступнее".

На прошлой неделе закупочные цены на молоко поднялись еще на 10 процентов. Соответственно стимулов в увеличении "молочных рек" как у частников, так и у хозяйств появилось больше. Однако как это скажется на ценниках в магазинах? "Чтобы молочные заводы выжили в такой ситуации, параллельно придется поднимать на 3 - 5 процентов оптово-отпускные цены, - сказала директор департамента продовольствия Татьяна Чичиро. - Так что хоть и незначительно, но цены на молочные продукты, судя по всему, должны вырасти". Не станет ли это пресловутой ложкой дегтя, которая бочку меда портит?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter