В белорусских селах и деревнях есть свои вундеркинды

Изгиб дает фантазия

О вундеркиндах из деревень и городских поселков
Третьеклассник из деревни Красная Буда Кричевского района знает наизусть более 50 стихотворений, пятиклассник из Жодино проникновенно читает отрывки из повести о войне «Иван» Владимира Богомолова. Такие талантливые ребята живут не обязательно в столице, полно их и в белорусской глубинке. О вундеркиндах из деревень и городских поселков — в новой рубрике «СГ».


Кем обычно грезят стать наши дети? Пожарными, летчиками, космонавтами, бизнесменами... А у семиклассника Артема ПАВЛИЧКО другая мечта — в свои 12 всерьез задумывается о карьере мультипликатора. За плечами одаренного школьника из Лельчиц победа на областном конкурсе юных художников, «бронза» — на республиканском. Артем уже получает и Президентскую стипендию. Когда другие ребята после школы играют со сверстниками или сидят за компьютерами, мальчик направляется в Лельчицкую детскую школу искусств. Здесь, говорит, его второй дом. 


На отделении живописи все, как в обычной школе — потертые парты, доска, классный журнал с оценками. У воспитанников есть дневники и домашние задания. Дети занимаются здесь три раза в неделю по четыре часа. 


У Марины Фицнер, учителя рисования, несколько разновозрастных групп, в каждой из них много талантливых ребят. Однако Артем, признает она, самый старательный и одаренный ученик. Еще во втором классе родители отдали мальчика в художественную студию. Занимается здесь уже шестой год. Рисует Артем каждый день: натюрморты, живопись, композиция. Мальчику подвластны все жанры и техники. 


Свою учительницу Артем считает «проводником в искусство». А она убеждена, что без упорства мальчик достичь таких результатов вряд ли бы смог:


— Когда дети начинают заниматься рисованием, первые работы они срисовывают. И в течение месяца-двух я могу определить, у кого есть талант. Артем выделялся всегда. У него есть четкое понимание цвета, но самое главное — фантазия. Когда я даю задание на вольную тему, например, осень, ребята рисуют дерево с желтыми листьями и дом. Артем же придумывает какие-то невероятные сюжеты: тут ребята забрались на дерево, там девчата бегают по лужам. Многофигурная композиция для него — мелочь.


Над одним рисунком мальчик старается не засиживаться. Работать привык быстро:


— На республиканском художественном конкурсе первым этапом испытания был натюрморт. На столе стояла ваза, небольшой горшок и яблоко. Отвели на рисование около восьми часов. А я справился за три. Когда есть настроение, нужно ловить момент. У меня, если пропадет вдохновение, ничего не выйдет. Вроде композиция похожа, а вот тени и изгиб не те, — с увлечением рассказывает мне талантливый парнишка.


Однако лучше всего у семиклассника получаются рисунки мультяшек. Волк из «Ну, погоди!», кот Леопольд, Аладдин, Человек-паук... Их мальчик повторяет точь-в-точь. У юного художника свое видение художественного метода:


— Когда смотрю мультфильмы, обращаю внимание на каждую мелочь. А потом иду и рисую. С помощью позы и глаз можно передать настроение героя. 


Артем ищет себя не только в искусстве, но и в жизни. Говорит, что именно уроки рисования помогают ему смотреть на мир по-иному: 


— Все чаще стал замечать, что, когда иду по улице, стараюсь уловить каждую мелочь. Тут необычный кленовый лист лежит, там паук сплел причудливую паутину. Раньше на природу не особо обращал внимание. Сейчас часами могу разглядывать необычные предметы...


У мальчика целый список любимых художников: Леонардо да Винчи, Ренуар, Айвазовский… Однако все же по их стопам семиклассник идти не намерен. «У меня другая дорога — хочу стать новым Диснеем. Ведь именно мультфильмы позволят подольше задержаться в детстве…»

Татьяна БИЗЮК, «СГ»

bizyk@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter