Издревле город наш родной... Белорусские страницы в биографии Санкт-Петербурга

В начале XX века по численности белорусы
были второй после русских национальностью Санкт-Петербурга и самой большой диаспорой города. Более того, этот город был еще и настоящей культурной столицей белорусского народа, — считает Николай Николаев, заведующий отделом редких книг и рукописей Российской национальной библиотеки. Не так давно выходец из-под Новогрудка, легендарной столицы Великого княжества Литовского, а сегодня всего лишь районного городка, Николаев представил читателям свой фундаментальный исторический труд “Белорусский Петербург”. Оказывается, именно в Петербурге вышла первая книга классика белорусской литературы Янки Купалы, изданы первые словарь и грамматика белорусского языка, хранится самая большая в мире коллекция книг белорусского первопечатника Франциска Скорины... О том, чем еще белорусы отметились в судьбе града Петрова, ученый рассказал в эксклюзивном интервью “Союзному вече”.

– Николай Викторович, а вас самого как судьба занесла в Петербург?
– Как и каждый мальчик, который жил в Новогрудке, я любил бегать на здешнюю Замковую гору, любовался руинами древнего замка и в своих фантазиях не раз штурмовал его. Учась в школе, стал участником Новогрудской археологической экспедиции, которая была организована учеными из Ленинграда с целью исследования нашего замка. После окончания истфака БГУ собирался продолжить изучение древностей родного города. Что, собственно, и привело в Ленинградское отделение Института археологии АН СССР. Естественно, то, что я попал в культурную столицу России, осознал лишь с годами. А вот то, что Ленинград – другой город, с другими традициями и менталитетом, отличными от традиций моей родной Западной Белоруссии и даже от Минска, почувствовал сразу. Здесь чай пили “с песочком”, подъезд называли “парадная”, курицу – “кура”, мясом по умолчанию была не свинина, как у нас, а говядина...
– Когда вы впервые поняли, что в далеком Петербурге вы не одиноки, что рядом живут и трудятся много соотечественников? Как вообще возникали белорусские национальные организации в городе на Неве?
– Петербург никогда не был для белорусов чужим городом. Хотя бы уже потому, что это была столица тогдашней нашей общей страны – Российской империи. И белорусских национально-культурных и политических организаций до Октябрьской революции в Петрограде насчитывалось не менее десятка. Одна из первых – основанное в 1907 году издательство “Загляне сонца і ў наша ваконца”. Именно оно, к слову,  напечатало первую книгу стихов Янки Купалы, тем самым подарив поэтические крылья белорусскому “песняру”.
Что же касается моего личного опыта, то выглядело это так. Первое, что сделал, поселившись в Ленинграде, подписался на белорусскую газету “Лiтаратура і мастацтва”. Однажды почта ошиблась и доставила мне все белорусские газеты, адресованные в Купчино (я тогда жил в этом районе города) – их было около десятка. Я не стал возвращать “засыл” в отделение связи, а сам решил разыскать адресатов (благо адреса были напечатаны непосредственно на экземплярах). Так и познакомился с некоторыми интересными земляками.
А спустя несколько месяцев в Русском географическом обществе на лекции Льва Николаевича Гумилева (тогда опального историка) я познакомился с профессором-белорусом Валентином Петровичем Грицкевичем, которого до этого знал по ряду любопытных публикаций. Знакомство переросло в долговременные дружеские отношения, в совместное участие с 1989 года в организации Белорусского общественно-культурного товарищества в Санкт-Петербурге. Регистрацией этой первой в послереволюционной истории города белорусской организации занимался капитан первого ранга, бывший минчанин Леонид Николаевич Новосельский, который писал стихи на белорусском, русском и французском языках. Он пережил аварию на атомной подводной лодке, получил огромную дозу облучения и знал, что дни его сочтены. Но до последних часов делал все для становления и укрепления молодой белорусской организации в городе.
– Вы известны в России и Беларуси как исследователь книжной рукописной культуры восточно-
славянских земель. Как возникло это увлечение и как вы оказались затем в Российской национальной библиотеке, возглавили ее ценнейший отдел редких книг? Какие уникальные белорусские документы здесь хранятся?
– Так получилось, что археологом мне стать было не суждено, хотя и копал 15 сезонов, имел нужные знания и навыки, публикации по археологии. После университета по распределению работал учителем истории, затем переехал в Ленинград. А пока ждал, когда освободится место в Институте археологии, пошел поработать в Публичную библиотеку. Но знакомство с фондами бывшей Императорской публичной библиотеки в прямом смысле потрясло. Это огромнейшее богатство, в котором хранилось и много белорусских сокровищ. Среди белорусских уникумов в Публичной библиотеке – Полоцкое Евангелие ХII века (наиболее ранняя целиком сохранившаяся книга), рукописный сборник XV века с художественными произведениями на старобелорусском языке и десятки других, часто попросту еще не введенных в научный оборот книг. Сейчас я работаю заведующим отделом редких книг, где хранится самая большая в мире коллекция виленских и пражских изданий Франциска Скорины, есть образцы печатной продукции практически всех белорусских средневековых типографий, есть книги из библиотек Радзивиллов, Сапег, монастырских собраний из разных городов Беларуси...
– С чего начался ваш интерес к теме белорусов в российской Северной столице?
– Когда Санкт-Петербург готовился торжественно отметить свое 300-летие, появилось множество краеведческих изданий и многие книги были посвящены национальным меньшинствам города, но о белорусах никто даже не вспомнил. И тогда я начал собирать материалы о соотечественниках, а после шести лет трудов вышла книга “Белорусский Петербург”.
– Любопытно, кого можно считать первым выходцем из Беларуси, поселившимся в Санкт-Петербурге?
– Под Минском родина Марты Скавронской, жены основателя города Петра I, ставшей затем императрицей Екатериной I. В 1710 году в новую российскую столицу прибыла “на вечное житье” первая принудительно собранная в белорусских уездах Смоленской губернии “партия” рабочих. А позже только за четыре года, с 1841 по 1845-й, 505 представителей белорусской шляхты оформили паспорта в Петербург для службы и учебы. Белорусская диаспора сначала росла постепенно (с 3 тысяч человек в 1869 году до 7 тысяч в 1881-м), а затем пошел стремительный рост – до 42 тысяч в 1900 году и 70 тысяч в 1910-м. В начале XX века белорусы стали второй по количеству (после русских) национальностью и самой большой диаспорой города. Процент интеллигенции, рабочих высокой квалификации и шляхты среди петербуржцев-белорусов был выше, чем даже в Вильне и Минске.
– Что, кстати, заставляло белорусов покидать свою родину, почему они стремились  в Санкт-Петербург? И какие наиболее выдающиеся деятели, по происхождению белорусы, оставили свой след в истории этого города?
– Из белорусов, посетивших город в XVIII столетии, оставили мемуары и описания российской столицы глазной врач Саломея Пильштынова, бобруйский староста Павел Сапега, могилевский епископ Георгий Конисский, однако они не жили в Петербурге. Лишь в XIX  веке в столицу из белорусских губерний хлынул поток шляхты и всякого работного люда. Именно с этого времени  количество белорусов стало постоянно увеличиваться.
Скажем, в этом городе в 1856–1860 годах жил и учился белорусский революционер Кастусь Калиновский, из этого города пришел и приказ на его смертную казнь. В этом же городе, но намного позже, в 1927 году, сняли и первое белорусское кино о Калиновском.
В Петербурге типографским способом был издан и первый научный словарь белорусского языка, составленный Иваном Носовичем, под редакцией директора Публичной библиотеки академика Афанасия Бычкова. Значительный след в истории Беларуси оставили академик Евфимий Карский, доцент Петербургского университета Бронислав Тарашкевич, который, напомню, составил первую грамматику белорусского языка. И этот перечень можно продолжать бесконечно долго.
Особо подчеркну, что белорусы и сегодня не потерялись в городе на Неве. Этот город помог многим белорусам стать известными людьми не только на родине, но и за рубежом. Можно вспомнить, например,  лауреата Нобелевской премии физика Жореса Алферова, композитора Игоря Корнелюка, актрису Ирину Мазуркевич. Целая плеяда белорусов работает в Мариинском театре: ведущий танцор Игорь Колб, а также его коллеги по сцене Владимир Живописцев, прима Ирина Гордей, молодая певица Екатерина Семенчук, дирижер Михаил Синькевич. В Петербурге всеобщим уважением пользуются такие уроженцы Беларуси, как губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, вице-адмирал Геннадий Радзевский, ректор Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, заместитель председателя Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга Леонид Тарасевич, ректор Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени Бонч-Бруевича Александр Гоголь. Священники многих храмов Северной столицы — также выходцы из белорусских городов и сел: ксендз Стефан Катинель, протоиереи Владимир Фоменко, Иоанн Пашкевич, иерей Алексий Мороз...
– Санкт-Петербург был и остается популярным направлением в туристических маршрутах из Беларуси в Россию. Какие специфически белорусские места нынешнего Санкт-Петербурга вы порекомендовали бы соотечественникам посетить обязательно?
– Памятных мест белорусского Петербурга – сотни, причем  их число постоянно пополняется. В прошлом году, например, белорусская общественность города вышла с инициативой установить мемориальную доску на доме в Коломне, где жил и работал Ян Барщевский – современник Александра Пушкина, автор “Шляхтича Завальни”, белорусской “Тысячи и одной ночи”. Всего же в городе около 20 мемориальных досок и скульптурных памятников белорусам. То есть для белорусов Петербург – не чужая Северная столица, а во многом родной и близкий город.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter