Избушка, повернись к жильцу передом

Наверное, только скворечник можно у нас построить без разрешения, согласований и проекта...

Наверное, только скворечник можно у нас построить без разрешения, согласований и проекта. Дом в агрогородке Гастиловичи Логойского района — не исключение. Я насчитала 8 организаций, которые участвовали в создании этого элементарно простого сооружения: один этаж, гараж, мансарда. И понятно, что небезвозмездно. За зарплату или процент от стоимости. По логике, и отвечать за результат тоже должны все. А теперь загибайте пальцы: заказчик РУП «Белоруснефть–Минскоблнефтепродукт», проектировщик — ОАО ГИАП, генподрядчик — ОАО «Химремонт», подрядчики — трест «Шахтоспецстрой», РСМУ–1, «Торгстрой», надзорный орган — УКС Миноблисполкома и хозяин территории — Логойский райисполком. Помнится мне, когда в деревне у бабушки ее соседка строила сыну новую хату, наняла 5 мужиков, один из которых взял на себя функции прораба. За месяц сложили и шифером накрыли. Ни тебе согласований, ни проекта, ни пожарных, ни санстанции. И стоит, как звон, по сей день. Представителей всех перечисленных уважаемых организаций могу свозить, так сказать, для повышения квалификации. Однако шутки в сторону. Жильцам новых домиков агрогородка, на которые затрачено немало средств, в том числе и льготных кредитов, точно не до смеха.


«Ответ вы можете обжаловать...»


В мае на электронную приемную главного редактора «СБ» пришло письмо: «Прошу Вас помочь моей дочери. Два года она с семьей живет в аварийном доме. Дом новый. Но стены потрескались, полы провалены, во время паводка в кухне образовалась яма, упавшая на землю плитка повредила канализационную трубу, дом затопило содержимым». И подпись: Павел Альшевский. Адрес. Телефон. С тех пор как стартовала программа строительства пяти домиков в каждом хозяйстве, много подобных писем приходит в редакцию. Выехать в командировку по каждому — проблема. Не хватит дней в году. Однако ни одно обращение не остается без внимания. Это тоже было направлено на реагирование в Минский облисполком. И получен ответ сухой и казенный. Цитирую:


«Альшевскому П.


Ваше обращение остается без рассмотрения по существу на основании абзаца 2 пункта 1 статьи 15 Закона от 18 июля 2011 года № 300–3 «Об обращении граждан и юридических лиц», поскольку к обращению, направленному представителем заявителя, отсутствуют документы, подтверждающие его полномочия. Данный ответ Вы можете обжаловать в вышестоящей организации — Совете Министров. Управляющий делами И.С.Маркевич».


Положив этот фиговый листок в сумку, я отправилась в командировку.


Пост сдал, пост принял


В доме № 3 по переулку Садовому в деревне Гастиловичи сельскохозяйственного комплекса «Логойский» меня встретили автор письма Павел Альшевский, его дочь Регина Мытник и двое строителей из Столинского района — Игорь Моштыль и Юрий Петровец, которые как раз занимались тем, что стелили заново полы в гостиной. Вот их «экспертное» заключение о том, почему в доме по весне во время паводка упали деревянные лаги: «Они стояли на кирпичных столбиках, которые водрузили прямо на землю, не заглубив как следует и не сделав подушку из щебня. А дом — под горкой. По весне с поля шли талые воды, вот и подтопило, столбики упали». Мнение рабочих: и строители нахомутали, и проектировщики. Директор СК «Логойский» Валерий Альшевский менее категоричен: виноватых пока не нашли. Было комиссионное обследование. К однозначному выводу эксперты не пришли. Утверждает, что дома построены по проекту, вот только проект удешевляли. Потому вместо пустотных железобетонных плит применили экономичные кирпичи.


В хозяйстве с 2007 года, когда было построено жилье, уже сменились 3 руководителя. Да и в отделе капитального строительства «Минскоблнефтепродукта» тоже все новые фигуранты. Поменялись начальник УКСа, главный инженер. Олег Пауков, заместитель начальника отдела капитального строительства «Белоруснефть–Минскоблнефтепродукт» тоже участия в строительстве жилья в «Логойском» не принимал. А посему ничего вразумительного сказать не смог. Более того, он уверен, что домик отремонтировали еще в прошлом году. Впрочем, неудивительно. В прошлом году тоже ремонтировали. Но соседний дом. Перепутать несложно. Всего по переулку Садовому построены 5 домиков для работников хозяйства. С одинаковыми изъянами. Пока действовал гарантийный срок — 2 года, — проблемы устранял подрядчик. А сейчас ремонт идет за счет хозяйства. По предварительным подсчетам, он может обойтись в 60 миллионов рублей. Для сравнения: поставить новый дом стоит нынче 300 миллионов рублей.


— Да исправим мы все, не переживайте, — успокаивал меня Александр Бархетов, мастер СК «Логойское». — Эти дома еще ничего. Видели бы вы те, которые стоят по Садовой и Солнечной. Там людей выселить пришлось. По ячеистым блокам трещины пошли насквозь.


Заколдованное место


Владимир Мытник (кстати, родственник мужа Регины) с женой, дочкой, внучкой и братом супруги, инвалидом, сейчас живет в строительном вагончике. Хотя большой дом со всеми удобствами, построенный в конце 90–х, выделили ему как ветерану труда и передовику производства. Владимир Петрович с удовольствием вспоминает тот радостный момент:


— Тогда у нас колхоз «8 Марта» был. Мы с женой животноводами 16 лет проработали. Ключи от домика первым получил. Сам выбирал. Телевидение приехало, снимали репортаж. А сейчас вот стены дали сквозные трещины. А крыша черепичная, тяжелая...


К холодам директор СК «Логойский» обещает завершить ремонт дома. Таких, построенных из блоков ОАО «Забудова», здесь тоже пять. Три уже капитально отремонтированы. Снова за счет хозяйства. Потому что и здесь виноватых нет. По словам Олега Паукова, получено заключение, что силикатные блоки, использовавшиеся для возведения стен, соответствуют всем нормативным требованиям. «Очевидно, проблема в проектном решении», — предположил собеседник. Ячеистые блоки стали активно применять в строительстве как раз в конце 90–х, но их свойства тогда были не до конца изучены. Теперь выясняется: строить здания из них выше одного этажа с железобетонными перекрытиями и без монолитного пояса чревато. А эти домики в Гастиловичах еще и накрыли черепицей, которая весит несколько тонн. Возводили объект УКС Логойского района и местная ПМК–198. Однако, как и в первом случае, насколько причастны эти организации к бракодельству, пока не удалось доказать. Если за пять лет сменилось огромное количество начальников, принимавших судьбоносные решения, то представьте, сколько их было за 15 лет! Нарочно не придумаешь: но обещавший мне хеппи–энд Александр Бархетов уволился на следующий день.


Просто заколдованное место какое–то. Качество жилья ужасное, виноватых нет, кадры меняются, как картинки в калейдоскопе. Кстати. Собственник сельхозкомплекса РУП «Белоруснефть–Минскоблнефтепродукт» скоро заселит еще 10 новеньких домиков. Очень любопытно, сколько эти простоят до очередного ремонта? Одно то, что зимовали без отопления, наводит на невеселые мысли. Меня сейчас беспокоит одна — главная. Во всей цепочке ответственных за строительство жилья в этой деревне выпал основной элемент — его хозяин, который, думаю, и виноватых бы сумел найти, да и построить вот так, тяп–ляп, не позволил бы. Тут же принцип другой, «крепостной»: работаешь — твое койко–место, нет — до свидания. Ни дать ни взять — сельское общежитие. А отношение к общежитию известно какое. Наказать некого, а дело — дрянь!

 

И хотя во всей этой истории есть проблемы поважнее наказания, я надеюсь, что на этот материал обратят внимание и в органах госконтроля, и в правоохранительных органах Минской области. Потому что безнаказанность развращает...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter